УДК
801.56:801.6
Н.В. ДУБОВАЯ
Дальневосточный государственный университет
Ключевые слова: научный, филология, тезисы докладов, теория литературы, текстология, теория языка, русский язык, синтаксис, поэтика
|
1.За основу восприятия поэтического
текста мы берем структуралистское
положение о литературном произведении как
органическом целом, где ценность каждого
составляющего элемента проявляется лишь в
соотношении с другими элементами и структурным целым всего текста. Между тем Н.А.Купина, развивая известную
мысль В.Б.Шкловского об ощутимости
построения поэтической речи, говорит о том,
что в ней, в отличие от жестко закрепленной
последовательности уровней языка, "ведущее
положение может занимать любой языковой
уровень" (1). Этот тезис позволяет сделать
вывод о существовании стихотворений, в
которых доминирующую роль играет синтаксис.
2.Роль элементов грамматического
уровня в конструировании смысла
стихотворений с доминирующим синтаксисом
так велика, что привычный источник
семантики, лексический уровень, становится
по отношению к грамматическому лишь "вспомогательным".
Анализ текстов, в которых, как нам кажется,
доминирующее положение занимает
грамматический уровень, показывает, что
синтаксис выступает в них "архикомпонентом"
содержания.
3.Считаем уместным употребление
этого термина на основании рассуждения о
возможностях синтаксиса как уровня языка и
о возможностях синтаксиса в поэтической
речи. В связи с первой посылкой отметим две
важные особенности синтаксического уровня.
С одной стороны, в поэтическом синтаксисе "можно
увидеть более регулярную, чем в лексике, и
более строго очерченную систему средств
выражения" (2). Обращаясь к специфике
синтаксиса в поэтической речи, можно
говорить о "расширении" его возможностей (более
интенсивном их использовании). Это "расширение"
обусловлено особенностями самой
поэтической речи: "неканоничность"
коммуникативной ситуации лирического
стихотворения (3) и способность
концентрировать огромную информацию на
небольшой площади (4).
4.Существует и обратный
процесс: обогащение реальности
поэтического текста за
счет доминирующей синтаксической
структуры. В связи с этим важно
остановиться на следующих положениях. Во-первых,
" то, что присуще общекоммуникационной
системе, войдя в специальную целостность
текста, воспринимается как индивидуальное"
(5). Во-вторых, в условиях поэтической речи
"помимо своего первичного значения, а
также вторичных общеязыковых значений
синтаксические единицы могут приобретать
переносные, транспортированные значения и
функции " (2). В-третьих, нужно признать, что
синтаксическая единица (синтаксическая
конструкция), характеризующаяся предельной
абстрактностью, как нельзя лучше подходит
для роли символического знака в
поэтическом тексте.
5.Закономерен вопрос, почему
одни стихотворения обладают структурой с
доминирующим синтаксическим уровнем, а
другие нет. Вероятно, этого требует
поэтическая мысль: она сама себе ищет форму
воплощения. Поэтому определенной временной
(исторической) закономерности появления
таких произведений найти, как нам кажется,
нельзя. Скорее о создании стихотворений с
доминирующим синтаксисом можно говорить в
связи с индивидуальной манерой поэтов.
Исследованный нами материал позволяет в
ряду поэтов-создателей стихотворений с
синтаксической доминантой назвать И.Анненского,
М.Цветаеву, Б.Пастернака, И.Бродского.
Может быть уместно провести лишь
разграничение (разумеется, с большой долей
осторожности), основанное на критерии
бессознательности/осознанности
эксплуатации синтаксических средств языка.
Среди поэтов, осознанно использовавших
ресурсы синтаксиса, мы бы назвали И.Бродского
(6).
|
[1]. |
Купина Н.А. Смысл художественного
текста и аспекты лингвистического анализа.
Красноярск, 1983, С.23
|
[2]. |
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис.
М.,1986, С.4
|
[3]. |
Падучева Е.В. Семантические
исследования: Семантика времени и вида в
русском языке. Семантика нарратива. М., 1996,
С.199
|
[4]. |
Лотман Ю.М. Структура художественного
текста. М., 1970
|
[5]. |
Лотман Ю.М. Анализ поэтического
текста (структура стиха). Л., 1972, С.11
|
[6]. |
Дубовая Н.В. Попытка прочтения одного
стихотворения на основе анализа его
синтаксической структуры // А.С.Пушкин:
Эпоха, культура, творчество. Традиции и
современность. Ч. 1 , Международная научно-практическая
конференция. Владивосток, 1999, С.239-246
|
Посмотреть комментарии[1]
|