Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1157427&uri=sos3.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:09:20 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> А. Б. Сосинский "Как учатся математике во Франции"
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Математика | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Программы и учебники

Как было указано выше, учебные программы централизованно разрабатываются министерством и обязательны для всех государственных школ. Во Франции есть и частные школы, например католические, но в среднем их уровень ниже государственных (к примеру, в США -- наоборот). Учебники, напротив, издаются частными книгоиздательствами, и их успех определяет рынок, т. е. в конечном итоге мнение учителей. Они очень привлекательно оформлены, красочны, с бросающимися в глаза выделениями основных формулировок и формул. Как правило, они выходят циклами для двух-трех, иногда четырех, классов, под общей редакцией одного известного педагога-математика. Довольно часто к ним прикладываются пособия для учителя. Стоят они сравнительно дорого: обучение в школе бесплатное, но экипировка школьника в начале учебного года -- тяжелое финансовое бремя для малоимущих семей.

Французы, как и русские, очень любят всякие реорганизации. В последние 40 лет каждый новый министр просвещения считает своим долгом коренным образом изменить действующие программы. Наиболее радикальное изменение программ произошло в 60-е годы, в период всемирной "бурбакизации"1, когда, по мнению многих специалистов, французская школа напрасно отказалась от того накопленного опыта преподавания математики, который привел к небывалому расцвету математической науки во Франции в сороковые и пятидесятые годы. Сейчас очередная реформа стремится к синтезу абстрактного подхода Бурбаки с интуицией и приложениями, к увеличению удельного веса вероятности и статистики в программах старших классов. Для сравнения отметим, что вероятность и статистика составляют почти половину объема курса математики в старших классах в Великобритании и почти полностью отсутствуют в курсе математики в России.

Отметим еще, что, после многих изменений, сейчас в двух старших классах выделены четыре основных потока, отличающиеся по количеству часов занятий по математике (от шести до двух в неделю) и содержанием курса; эти потоки условно можно назвать: математический, естественно-научный, инженерно-деловой и гуманитарный. Для примера приведем оглавление одного из учебников "Алгебра и геометрия" выпускного класса:

  • Перестановки
  • Исчисление вероятностей
  • Комплексные числа
  • Системы линейных уравнений
  • Проекции и координаты
  • Барицентрическое исчисление
  • Ориентированные углы на плоскости
  • Векторное произведение
  • Параметризация кривых на плоскости
  • Конические сечения
  • Изометрии плоскости
  • Преобразования плоскости
  • Элементарные преобразования пространства

  • 1 Николай Бурбаки -- коллективный псевдоним группы французских математиков, произведшей революцию в изложении высшей математики, основанную на догматическом построении всей этой науки на фундаменте теории множеств и теории алгебраических структур. Попытки перенести этот подход на изложение школьной математики, очень популярные в 60-е и 70-е годы во всем мире, не дали ожидаемого положительного результата, в частности во Франции, и были повсеместно заброшены.

    Следующий раздел


    Написать комментарий
     Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования