Как было указано выше, учебные
программы централизованно
разрабатываются министерством и
обязательны для всех
государственных школ. Во Франции
есть и частные школы, например
католические, но в среднем их
уровень ниже государственных (к
примеру, в США -- наоборот). Учебники,
напротив, издаются частными
книгоиздательствами, и их успех
определяет рынок, т. е. в конечном
итоге мнение учителей. Они очень
привлекательно оформлены,
красочны, с бросающимися в глаза
выделениями основных формулировок
и формул. Как правило, они выходят
циклами для двух-трех, иногда
четырех, классов, под общей
редакцией одного известного
педагога-математика. Довольно
часто к ним прикладываются пособия
для учителя. Стоят они сравнительно
дорого: обучение в школе
бесплатное, но экипировка
школьника в начале учебного года --
тяжелое финансовое бремя для
малоимущих семей.
Французы, как и русские, очень
любят всякие реорганизации. В
последние 40 лет каждый новый
министр просвещения считает своим
долгом коренным образом изменить
действующие программы. Наиболее
радикальное изменение программ
произошло в 60-е годы, в период
всемирной "бурбакизации"1, когда,
по мнению многих специалистов,
французская школа напрасно
отказалась от того накопленного
опыта преподавания математики,
который привел к небывалому
расцвету математической науки во
Франции в сороковые и пятидесятые
годы. Сейчас очередная реформа
стремится к синтезу абстрактного
подхода Бурбаки с интуицией и
приложениями, к увеличению
удельного веса вероятности и
статистики в программах старших
классов. Для сравнения отметим, что вероятность и статистика
составляют почти половину объема
курса математики в старших классах
в Великобритании и почти полностью
отсутствуют в курсе математики в
России.
Отметим еще, что, после многих
изменений, сейчас в двух старших
классах выделены четыре основных
потока, отличающиеся по количеству
часов занятий по математике (от
шести до двух в неделю) и
содержанием курса; эти потоки
условно можно назвать:
математический,
естественно-научный,
инженерно-деловой и гуманитарный.
Для примера приведем оглавление
одного из учебников "Алгебра и
геометрия" выпускного класса:
Перестановки
Исчисление
вероятностей
Комплексные
числа
Системы
линейных уравнений
Проекции
и координаты
Барицентрическое
исчисление
Ориентированные
углы на плоскости
Векторное
произведение
Параметризация
кривых на плоскости
Конические
сечения
Изометрии
плоскости
Преобразования
плоскости
Элементарные
преобразования пространства
1
Николай Бурбаки --
коллективный псевдоним группы
французских математиков,
произведшей революцию в изложении
высшей математики, основанную на
догматическом построении всей этой
науки на фундаменте теории
множеств и теории алгебраических
структур. Попытки перенести этот
подход на изложение школьной
математики, очень популярные в 60-е и
70-е годы во всем мире, не дали
ожидаемого положительного
результата, в частности во Франции,
и были повсеместно заброшены.
Следующий раздел
Написать комментарий
|