Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1151948&s=112200060
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 07:21:49 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Типологические особенности анализа компонентов политической культуры
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Зарегистрируйтесь на нашем сервере и Вы сможете писать комментарии к сообщениям Обратите внимание!
 
  Наука >> Социология | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиАникин В.П., Фольклор как часть древнерусской культуры

Типологические особенности анализа компонентов политической культуры
11.10.2000 0:00 | интернет-журнал "Ломоносов"
    Н.А. Коржаева

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь

Концепция политической культуры, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х гг., до сих пор остается самой удачной попыткой объяснения связи институционального окружения и актуального поведения.

С тех пор о политической культуре было написано достаточно много, но до сих пор само понятие остается довольно неопределенным и расплывчатым.

На наш взгляд, культуру следует рассматривать в качестве контекста социума, а не наоборот (как в классической социологии). Тогда политическая культура как часть общей культуры будет охватывать всю политическую систему, а не локализовываться на определенном этапе политического процесса. Следовательно, более адекватная картина может быть получена, если проводить исследование политической культуры не только в области ввода требований и поддержки (как это было представлено в схеме политической системы Г. Алмонда и Р. Пауэлла), но и на всех остальных уровнях политической системы. Тогда каждый элемент последней потенциально может являться носителем собственной политической культуры, и политическая культура общества в целом может быть рассмотрена как система существующих субкультур с выделением господствующей.

В качестве рабочего примем следующее определение: "Политическая культура это термин, относящийся к таким диспозиционным ориентациям, которые настолько широко распространены среди членов политической системы, что могут использоваться для характеристики данной системы как таковой Определеннее, политическая культура относится к аттитюдам, верованиям и чувствам, а также к знаниям и информации о политических объектах" (Lawrence C. Mayer, John H. Burnett, Suzonne Ogden. Comparative Politics. Nations and Theories in a Changing World. New Jersey, 1993. P.32).

В рамках политической культуры можно выделить две основные составляющие:

1. когнитивные ориентации людей;
2. аффективные ориентации (предпочтения).

К когнитивным ориентациям относятся знания о политической сфере и осведомленность о происходящих политических событиях. Когнитивная составляющая политической культуры человека формируется как пассивно (в процессе социализации), так и активно (когда человек самостоятельно, сознательно и целенаправленно интересуется политической жизнью). Уровень осведомленности граждан может рассматриваться как один из показателей эффективности деятельности государственных социализирующих органов, а также как предусловие сознательно-активной гражданской позиции.

Аффективные ориентации
конструируются на основе чувств и эмоций, вызываемых различными политическими объектами. Люди, как правило, оценивают происходящее в политике с субъективной точки зрения по шкале типа "хорошо плохо (для меня лично)", а на основе этих оценок формируется отношение к политическому событию. Аффективная составляющая политической культуры едва ли не самая важная. Уже само название (англ. affective происходит от глагола to affect трогать, волновать, затрагивать, задевать интересы) говорит о том, что эта часть политической культуры, касаясь приватной сферы, отражает наиболее значимые, "болевые" точки соприкосновения граждан и политики. Она чаще других проявляется в актуальном поведении граждан.

В формировании аффективных ориентаций большую роль играют мифы. Они, во-первых, существуют в массовом сознании как архетипические представления и наследуются новыми поколениями. Во-вторых, в эпоху глобальных или локальных перемен, когда оказывается нерациональной или неоднозначной прежняя система ценностей, могут возникать новые мифы.

Вполне очевидно, что два типа диспозиционных ориентаций (когнитивная и аффективная) тесно взаимосвязаны. Адекватное восприятие политической системы, основанное на объективных знаниях и хорошей информированности, способствует разоблачению политических мифов. В свою очередь, верования, сложившиеся социальные стереотипы заставляют людей отбирать и воспринимать только "удобную", не противоречащую их эмоциональному состоянию, информацию. Соотношение между когнитивной и аффективной ориентациями может быть выражено формулой

a + b = 1.

При возрастании доли одной составляющей, доля второй автоматически уменьшается. Преобладание рациональности или эмоциональности определяет тип господствующей политической культуры.

Случается, что фактические знания и политические предпочтения находятся в логическом противоречии. Устойчивому когнитивному элементу противостоит не менее сильная аффективная ориентация. Каждая национальная политическая культура содержит в себе подобные противоречия, но именно они влияют на формирование конкретной политической системы.


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования