Н.А. Коржаева
Белорусский государственный
университет, Республика Беларусь
Концепция
политической культуры, разработанная
американскими учеными Г.Алмондом и
С.Вербой в начале 60-х гг., до сих пор остается
самой удачной попыткой объяснения связи
институционального окружения и актуального
поведения.
С тех пор о политической культуре было написано
достаточно много, но до сих пор само понятие
остается довольно неопределенным и
расплывчатым.
На наш взгляд, культуру следует рассматривать в
качестве контекста социума, а не наоборот (как в
классической социологии). Тогда
политическая культура
как часть общей культуры будет охватывать всю
политическую систему, а не
локализовываться на определенном этапе
политического процесса. Следовательно, более
адекватная картина может быть получена, если
проводить исследование политической культуры не
только в области ввода требований и поддержки
(как это было представлено в схеме политической
системы Г. Алмонда и Р. Пауэлла), но и на всех
остальных уровнях политической системы. Тогда
каждый элемент последней потенциально может
являться носителем собственной политической
культуры, и политическая культура общества в
целом может быть рассмотрена как система
существующих субкультур с выделением
господствующей.
В качестве рабочего примем следующее
определение: "Политическая культура это
термин, относящийся к таким диспозиционным
ориентациям, которые настолько широко
распространены среди членов политической
системы, что могут использоваться для
характеристики данной системы как таковой
Определеннее, политическая культура относится к
аттитюдам, верованиям и чувствам,
а также к знаниям и информации о политических
объектах" (Lawrence C. Mayer, John H. Burnett, Suzonne Ogden.
Comparative
Politics. Nations and Theories in a Changing World. New Jersey,
1993. P.32).
В рамках политической культуры можно выделить
две основные составляющие:
1.
когнитивные
ориентации людей;
2.
аффективные
ориентации (предпочтения).
К
когнитивным ориентациям относятся знания о
политической сфере и осведомленность о
происходящих политических событиях. Когнитивная
составляющая политической культуры человека
формируется как пассивно (в
процессе
социализации), так и активно (когда человек
самостоятельно, сознательно и целенаправленно
интересуется политической жизнью). Уровень
осведомленности граждан может рассматриваться
как один из показателей эффективности
деятельности государственных
социализирующих органов, а также как
предусловие сознательно-активной гражданской
позиции.
Аффективные ориентации конструируются на
основе чувств и эмоций, вызываемых различными
политическими объектами. Люди, как правило,
оценивают происходящее в политике с
субъективной точки зрения по шкале типа
"хорошо плохо (для меня лично)", а на основе
этих оценок формируется отношение к
политическому событию. Аффективная составляющая
политической культуры едва ли не самая важная.
Уже само название (англ. affective происходит от
глагола to affect трогать, волновать, затрагивать,
задевать интересы) говорит о том, что эта часть
политической культуры, касаясь приватной сферы,
отражает наиболее значимые, "болевые" точки
соприкосновения граждан и политики. Она чаще
других проявляется в актуальном поведении
граждан.
В формировании аффективных ориентаций большую
роль играют мифы. Они, во-первых, существуют в
массовом сознании как архетипические
представления и наследуются новыми поколениями.
Во-вторых, в эпоху глобальных или локальных
перемен, когда оказывается нерациональной или
неоднозначной прежняя система ценностей, могут
возникать новые мифы.
Вполне очевидно, что два типа диспозиционных
ориентаций (когнитивная и аффективная) тесно
взаимосвязаны. Адекватное восприятие
политической системы, основанное на объективных
знаниях и хорошей информированности,
способствует разоблачению политических мифов. В
свою очередь, верования, сложившиеся социальные
стереотипы заставляют людей отбирать и
воспринимать только "удобную", не
противоречащую их эмоциональному состоянию,
информацию. Соотношение между когнитивной и
аффективной ориентациями может быть выражено
формулой
При возрастании доли одной составляющей, доля
второй автоматически уменьшается. Преобладание
рациональности или эмоциональности определяет
тип господствующей политической культуры.
Случается, что фактические знания и политические
предпочтения находятся в логическом
противоречии. Устойчивому когнитивному элементу
противостоит не менее сильная аффективная
ориентация. Каждая национальная политическая
культура содержит в себе подобные противоречия,
но именно они влияют на формирование конкретной
политической системы.