Зима России (История XXI
века).
Автор: В. Феллер |
Содержание |
Что же дальше? Придет
ли Россия к православному идеалу органичного
самодержавия, соборности и восстановит ли идеал
истинной Святой Руси? Насколько этот идеал будет
соответствовать раскладу сил в конце XXII века?
Какие бури пронесутся над русской землей в XXI-XXII
веках?
Новый латинский идеал -
это корпоративность, соборность, терпимость.
Профессиональные корпорации станут очень
могущественными во всем мире. Если это так, то и
Россия не останется в стороне и примет этот
взгляд на государство. Если соборность будет
принята как ценность и западным христианством,
то восточному, идущему к нему все время, как
говорится, сам Бог велел. Но каковой будет третья
русская базовая ценность? Воля-вольная? Святая
Русь? Терпимость?
Корпоративность
придет на смену самодержавию. Соборность успешно
заменит ценность "Святой Руси", может быть,
став идеей Святой Руси, но не
пассивно-успокаивающей, лечебной и
компенсаторной, а активной и политически
действенной, объединяющей корпоративное
государство не террором и тотальным контролем
сверху, а "гармоничным тоталитаризмом",
активной общинностью и религиозной демократией.
Характерно ли для всей
православной культуры такое явление, как
блуждающий авторитет Христа или это только
признак русского православия? Что такое
блуждающий Христос? От чего так получается?
Почему в католицизме Христос не блуждает?
В католицизме Христос
действительно сидит на сияющей вершине по правую
руку от Отца, у него на "посылках" Святой Дух
как и у Отца. На вершине места мало - блуждать
некуда.
В православии Христос
только номинально на вершине, а раз не на вершине,
то может быть в разных местах. Поскольку он несет
личностное начало, а личностное начало в
культурах Отца принижено, то возникает
приниженность и Христа, не только приниженность,
но и зависимость его положения от самого
субъекта. В такой культуре место Христа не
установлено обществом, каждый помещает его там,
где его видит. Поскольку главная роль Христа -
это спаситель, заступник перед Богом, защитник от
дьявола, то Христос неизбежно, во-первых, близок к
униженному человеку, во-вторых, выполняет
посредническое служение, как на небе, так и в
преисподней (что-то вроде "челночной"
дипломатии). В апостольском символе веры Христос
после своей смерти на кресте опустился в ад.
"Блуждание"
Христа отражает недостаточную
зафиксированность его авторитета в общественном
сознании, а также его роль посредника между
человеком и небесными сферами, человеком и
преисподней. Следовательно, "блуждание"
Христа - это характерная черта православия как
такового, а не только русского православия. Но в
русской культуре диапазон его блуждания
максимален, это действительно все пространство
между Богом-Отцом и дьяволом, между "дном
морским и облаками".
Но что такое Христос,
находящийся рядом с дьяволом?
Это Христос,
оправдывающий злодеяния Ивана Грозного как
деяния самого Бога (разрушение Новгорода как
разрушение Содома). Причем не только в глазах
Грозного (безумцы есть во всех обществах), но в
глазах большей части общества, ведь очень многие
русские в то время воспринимали гнев царя как
гнев божий, считая его справедливым. Это эпизод в
описании былинного казака, когда тот чуть мать
свою не зарубил и не сделал это только потому, что
она подошла сзади. Это дьявольское проклятие
патриарха Пимена благочестивому царю Алексею и
его роду за то, что тот защитил свое царское
достоинство от его притязаний. Это черная злоба
современных черносотенцев, которые в любом
непонятном для себя явлении видят пришествие
Антихриста, а на самом деле лишь видят отражение
себя в своем Христе.
Российская
ненормативность (незакрепленность авторитета)
Христа, в отличие от католической нормативности
и протестантской сверхнормативности, рождает ту
самую волю и, если православие останется
религией русских в новом цикле истории, то и воля
должна остаться в качестве основной ценности.
Правда, воля-вольная превратится просто в волю,
не потеряв энергетику, но утратив часть своего
обаяния.
Без воли русскому духу
не вместить всего того духовного богатства,
которое придет на его землю вместе с великим
переселением восточных народов. Без воли ему не
удастся сохранить баланс между разнородными
культурами, заселившими русскую землю. Без
русской воли он сам утонет в этом океане. Если
русские примут ценность мистического
христианства, мечтательной Святой Руси, то
неизбежно уйдут во внутреннюю эмиграцию, так как
их церковки и иконы, их Софийский, воспаряющий в
небо храм будут чужды гулкой душе мусульманина и
семейно-уездной душе китайца. Да и все это -
далекое византийство.
Зато душа казака - это
душа чистого поля и тихого Дона, душа русской
природы, которую поневоле должны уважать те, кто
добровольно переселится в Россию. Это душа
человека, открытого любой неожиданности, как
хорошей, так и плохой, ведь ни поле, ни река не
защитят его, но не защитят и от него.
далее>>
Написать комментарий
|