Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1161185&uri=part8.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:13:55 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Зима России (История XXI века)
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Историография и методы исторического исследования | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиРудаков В. Н., Неожиданные штрихи к портрету Дмитрия Донского

Обзорные статьиМарк Раев - Bakhmeteff Professor Emeritus of Russian Studies

Научные статьиАрхивная коллекция академика П.Г. Виноградова

Обзорные статьиИстория второй волны российской эмиграции

Популярные статьиПоборник церковного единения

КнигиП.А.Николаев "Культура как фактор национальной безопасности": Культура и религия

Обзорные статьи"Ужель та самая Татьяна?"

Аннотации книгИстория русского зарубежья в публикациях серии Материалы к истории русской политической эмиграции

Научные статьиПриходская жизнь Русской Православной Церкви в эмиграции в отражении мемуаров русских зарубежных иерархов и священников

СообщениеМонастырь Святого Саввы освященного в Харпер Вудс

Обзорные статьиМатериалы об О.Э. Мандельштаме в американских архивах

Научные статьиАрхеолог Владимир Яковлевич Толмачев

Биографии ученыхГеоргий Петрович Федотов

Научные статьиПлигузов А.И., «Ответ кирилловских старцев»

Обзорные статьи...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Обзорные статьиКак братья с братьями. Русские беженцы на сербской земле

Популярные заметкиКак надо и не надо бороться с антинаукой - II

Научные статьиПоздеева И.В., Турилов А.А., Тетрати, печатаны в Казань.

КнигиСофронова Е.И. Где ты моя Родина?

Научные статьиПоследний из могикан: Отто Людвигович Струве

Зима России (История XXI века).
Автор: В. Феллер
Содержание

Новая русская идея: соборность, корпоративность, и опять воля!

Что же дальше? Придет ли Россия к православному идеалу органичного самодержавия, соборности и восстановит ли идеал истинной Святой Руси? Насколько этот идеал будет соответствовать раскладу сил в конце XXII века? Какие бури пронесутся над русской землей в XXI-XXII веках?

Новый латинский идеал - это корпоративность, соборность, терпимость. Профессиональные корпорации станут очень могущественными во всем мире. Если это так, то и Россия не останется в стороне и примет этот взгляд на государство. Если соборность будет принята как ценность и западным христианством, то восточному, идущему к нему все время, как говорится, сам Бог велел. Но каковой будет третья русская базовая ценность? Воля-вольная? Святая Русь? Терпимость?

Корпоративность придет на смену самодержавию. Соборность успешно заменит ценность "Святой Руси", может быть, став идеей Святой Руси, но не пассивно-успокаивающей, лечебной и компенсаторной, а активной и политически действенной, объединяющей корпоративное государство не террором и тотальным контролем сверху, а "гармоничным тоталитаризмом", активной общинностью и религиозной демократией.

Характерно ли для всей православной культуры такое явление, как блуждающий авторитет Христа или это только признак русского православия? Что такое блуждающий Христос? От чего так получается? Почему в католицизме Христос не блуждает?

В католицизме Христос действительно сидит на сияющей вершине по правую руку от Отца, у него на "посылках" Святой Дух как и у Отца. На вершине места мало - блуждать некуда.

В православии Христос только номинально на вершине, а раз не на вершине, то может быть в разных местах. Поскольку он несет личностное начало, а личностное начало в культурах Отца принижено, то возникает приниженность и Христа, не только приниженность, но и зависимость его положения от самого субъекта. В такой культуре место Христа не установлено обществом, каждый помещает его там, где его видит. Поскольку главная роль Христа - это спаситель, заступник перед Богом, защитник от дьявола, то Христос неизбежно, во-первых, близок к униженному человеку, во-вторых, выполняет посредническое служение, как на небе, так и в преисподней (что-то вроде "челночной" дипломатии). В апостольском символе веры Христос после своей смерти на кресте опустился в ад.

"Блуждание" Христа отражает недостаточную зафиксированность его авторитета в общественном сознании, а также его роль посредника между человеком и небесными сферами, человеком и преисподней. Следовательно, "блуждание" Христа - это характерная черта православия как такового, а не только русского православия. Но в русской культуре диапазон его блуждания максимален, это действительно все пространство между Богом-Отцом и дьяволом, между "дном морским и облаками".

Но что такое Христос, находящийся рядом с дьяволом?

Это Христос, оправдывающий злодеяния Ивана Грозного как деяния самого Бога (разрушение Новгорода как разрушение Содома). Причем не только в глазах Грозного (безумцы есть во всех обществах), но в глазах большей части общества, ведь очень многие русские в то время воспринимали гнев царя как гнев божий, считая его справедливым. Это эпизод в описании былинного казака, когда тот чуть мать свою не зарубил и не сделал это только потому, что она подошла сзади. Это дьявольское проклятие патриарха Пимена благочестивому царю Алексею и его роду за то, что тот защитил свое царское достоинство от его притязаний. Это черная злоба современных черносотенцев, которые в любом непонятном для себя явлении видят пришествие Антихриста, а на самом деле лишь видят отражение себя в своем Христе.

Российская ненормативность (незакрепленность авторитета) Христа, в отличие от католической нормативности и протестантской сверхнормативности, рождает ту самую волю и, если православие останется религией русских в новом цикле истории, то и воля должна остаться в качестве основной ценности. Правда, воля-вольная превратится просто в волю, не потеряв энергетику, но утратив часть своего обаяния.

Без воли русскому духу не вместить всего того духовного богатства, которое придет на его землю вместе с великим переселением восточных народов. Без воли ему не удастся сохранить баланс между разнородными культурами, заселившими русскую землю. Без русской воли он сам утонет в этом океане. Если русские примут ценность мистического христианства, мечтательной Святой Руси, то неизбежно уйдут во внутреннюю эмиграцию, так как их церковки и иконы, их Софийский, воспаряющий в небо храм будут чужды гулкой душе мусульманина и семейно-уездной душе китайца. Да и все это - далекое византийство.

Зато душа казака - это душа чистого поля и тихого Дона, душа русской природы, которую поневоле должны уважать те, кто добровольно переселится в Россию. Это душа человека, открытого любой неожиданности, как хорошей, так и плохой, ведь ни поле, ни река не защитят его, но не защитят и от него.

далее>>


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования