О.И. Ефимов Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов Минздрава РФ, Москва
Тяжесть неврологической патологии детей в домах ребенка (III-IV группа здоровья) настоятельно требует комплексного подхода к их реабилитации (абилитации). Комплексными должны быть и обследование, и соответственно участие различных специалистов в процессе реабилитации, и сами реабилитационные мероприятия.
Под комплексностью обследования подразумевается применение всех возможных современных высоких технологий. В качестве параклинических имеются в виду компьютерная и ядерно-магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование, рентгенокартография мозга, электроэнцефалография, электромиография, эхо- и реоэнцефалография, молекулярно-генетические и иммунологические исследования. Это вовсе не предполагает сиюминутное приобретение дорогостоящей и не всегда достаточно загруженной аппаратуры. Наличие аппаратуры в других учреждениях здравоохранения представляет потенциальную возможность ее использования, например, в форме консультационного обследования.
Комплексный подход специалистов - это, собственно, наличие и реализация своеобразных подпрограмм реабилитации каждым участником процесса: врачом, психологом, логопедом-дефектологом, кинезиотерапевтом, воспитателем, которые и должны составлять реабилитационную бригаду. Именно такой подход осуществляется в нашем центре.
Особое место в клинико-неврологическом обследовании занимают сведения о психомоторном развитии ребенка в соответствии с болезнью и возрастом. Для его оценки созданы и совершенствуются специальные шкалы и тесты. В качестве одного из примеров оценочных шкал можно привести используемую нами шкалу так называемой бытовой активности, которая дает в динамике представление о двигательной и бытовой активности.
Что же касается наиболее информативных и объективных способов оценки двигательной активности в процессе реабилитации, то следует отметить применяемый в нашем центре программно-компьютерный метод анализа устойчивости и походки, который с высокой точностью отражает динамику этих показателей.
С позиции комплексного подхода в детской неврологической реабилитации безусловно оправдано применение таких традиционных методов, как кинезио-, физио- и рефлексотерапия, медикаментозное и ортопедическое лечение и др. Однако их фрагментарное применение невольно нарушает принцип комплексности. Этого недостатка в значительной мере лишен широко используемый в нашем центре метод кондуктивной терапии (Е.Т. Лильин, 1997), который при минимальных затратах может быть внедрен в практику реабилитационной работы домов ребенка.
Положительное влияние на психомоторное развитие детей с различной неврологической патологией оказывает проводимая нами лечебно-верховая езда, а также сюжетно-ролевые игры типа "Поликлиника", "Магазин", "Парикмахерская" и др., осуществляемые в нашем центре по методикам собственной разработки.
Обнадеживающие результаты дает использование развивающих компьютерных игр у детей с различными поражениями центральной нервной системы. Применение игр или отдельных их элементов с возраста 2 лет дает дополнительный импульс развитию ребенка. Специалистами нашего центра разработаны методики обучения детей общению с компьютером.
В комплексной реабилитации хорошо зарекомендовала себя "сенсорная комната", состоящая из "сухого" бассейна и дополняемая воздействием на различные анализаторы.
Возможно, что предложенные выше современные методы высоких технологий обследования и самой неврологической реабилитации могут показаться не более чем экзотическими в современных экономических условиях. Однако представляется, что и на уровне домов ребенка возможно полное или частичное решение проблемы. Здесь и совместное использование материально-технической базы различных лечебно-профилактических учреждений, материальная поддержка местной администрации и, наконец, спонсорская благотворительная помощь. Кроме того, как указывалось выше, существуют практически "беззатратные" методики реабилитации (кондуктивная терапия, сюжетно-ролевые игры, отчасти лечебная верховая езда и др.).
Российский вестник перинатологии и педиатрии, N5-1999, с.58
Написать комментарий
|