Если обратиться к истории русской
культуры, то ярчайшим примером,
когда природа питала вдохновение великого художника слова, был Пушкин. И хотя
соотношение литературных и строго научных интересов у него было иным, нежели, скажем, у
Гете, тем не менее природа во всевозможных проявлениях пронизывает все пушкинское
наследие. Это и выражение эмоционального восприятия ее поэтом в лирических стихах, и
живописные картины природы в его крупных поэтических и прозаических произведениях, где
им принадлежит значительная функциональная роль. Это и неотрывная от творческого
процесса удивительная графика Пушкина с природными сюжетами, и, наконец, интерес поэта к
естественным наукам.
Словно жемчужины рассеяны в стихах Пушкина большие и малые зарисовки чарующей
русской природы, то грустной, то вселяющей бодрость, а то и по-осеннему унылой, но
завораживающей, когда "пальцы просятся к перу, перо к бумаге":
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей...
Неизгладимый отпечаток оставили в душе поэта южные края, море и горы. К их образам он обращался
постоянно. Особенно волновали его картины взбунтовавшейся стихии: бушующее море, горные лавины. Это
относится и к среднерусской природе. Вспомните: "Буря мглою небо кроет...", "Мчатся тучи, вьются тучи...".
Порой, рисуя природу сначала в тревожном, мрачном, бурном состоянии, Пушкин
заканчивал стихи картинами успокоения, просветления и умиротворения. Иногда природа
выступает у поэта как некая параллель к его душевному состоянию. А нередко картины
природы у Пушкина имеют и функциональное значение. Его незавершенное стихотворение
1827 г., в котором он рисует московскую ночь после расправы Петра I над стрельцами,
начинается так:
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
Здесь величие и покой морозной ночи противопоставлены следам трагических событий дня. А сколько
можно еще сказать об отображении природы в поэмах, сказках и драмах Пушкина. Напомним только о
непревзойденном по лаконизму и впечатляющей выразительности описании русской зимы в V главе "Евгения
Онегина", о грозной и величественной картине "взбунтовавшейся" Невы в "Медном всаднике" и об
удивительном по своей высочайшей поэтической простоте и емкости образе летней ночи в "Полтаве":
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Не менее, если не более, чем стихи и поэмы, насыщена краткими зарисовками природы, а то и
развернутыми пейзажными полотнами пушкинская проза.
Обращения к природным мотивам в лирических стихах, поэмах и прозе Пушкина так многочисленны и
многообразны, что невозможно даже коснуться их всех. Если представить себе на минуту творчество Пушкина
без отражения в нем природы, то это был бы уже не тот Пушкин, которого мы знаем и любим.
Кто бывал в Михайловском, тот может оценить, насколько точно описал молодой поэт
окрестности родового имения Ганнибалов, которое впервые посетил по окончании Лицея:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда...
Все это, за исключением, может быть, "паруса рыбаря" и "овинов дымных", можно
увидеть в Михайловском и сейчас и так же, как и Пушкин, залюбоваться чудными пейзажами
тех мест.
Иными глазами увидел поэт те же окрестности незадолго до своей кончины:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
Пушкин любил Михайловское, даже мечтал там поселиться, видя в нем "приют спокойствия, трудов и
вдохновенья". В Михайловском им были написаны сельские главы "Евгения Онегина", "Борис Годунов", "Граф
Нулин", десятки лирических стихотворений, в том числе "Я помню чудное мгновенье", "Зимний вечер" и др.
Многое в них навеяно природой тех мест. Какой она была в его пору?
Сохранившаяся литография донесла до нас вид имения. Из текстов Пушкина можно
узнать о том, какие деревья росли в лесах и парках. А цветы? О них, выражая свою любовь к
Михайловскому, в стихотворении "Деревня" поэт писал:
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами...
Какие же это были цветы, о которых вспоминал Пушкин? В какой-то мере на этот вопрос
удалось получить ответ.
Итак, о цветах, точнее о цветах, которые росли в Михайловском спустя несколько лет
после смерти поэта. О них я уже однажды рассказывал на страницах "Природы", но теперь об
этом вряд ли кто помнит1.
Еще в студенческие годы, в конце 40-х, мне стало известно, что в словацком местечке Бродзяны после
второй мировой войны были обнаружены архивные материалы, принадлежавшие свояченице Пушкина, сестре
его жены, Александре Николаевне (Александрине). Она долго жила в семье поэта, оставаясь незамужней. Ей
было уже за 40, когда она стала женой овдовевшего австрийского дипломата, барона Густава фон Фризенгофа,
который увез ее в Австрию, в свое имение Бродзяны. Там она родила дочь и прожила до конца своих дней.
Мне довелось побывать в Бродзянах лишь в 1967 г. Старый дом, или, как говорят в
Словакии, замок, где жила Александра Николаевна, был пуст, все вещи из него, по словам
местных жителей, были вывезены еще в 40-х годах. Об их местонахождении в то время никто
ничего сказать не мог. Единственное, что удалось разыскать тогда в Братиславском
университете, это опись некоторых первоначально переместившихся туда из Бродзян
материалов, переданных позднее в другие словацкие учреждения. Наряду с перечнем
множества альбомов с фотографиями в ней значились еще два альбома с гербариями,
включавшими листы с растениями, собранными женой и детьми Пушкина.
 |
Рис. 1 Александра Николаевна Гончарова (в замужестве Фризенгоф). Портрет неизвестного художника, конец 1820-х - начало 1830-х гг.
Такой свояченица Пушкина вошла в семью поэта.
|
Потребовалось немало времени и усилий, чтобы обнаружить указанные в описи
материалы, судьба которых, в том числе упомянутых в описи гербариев, долгое время
оставалась неизвестной.
Лишь летом 1974 г. мне удалось, наконец, увидеть в Братиславе в фондах Словацкого
национального музея так долго разыскиваемую часть архива А.Н.Фризенгоф (Гончаровой).
Среди принадлежавших ей альбомов с многочисленными ранее неизвестными портретами
родных и знакомых Пушкина оказались и два альбома с гербариями. Их собирала первая жена
барона Фризенгофа - Наталия Ивановна (в девичестве Иванова), приемная дочь Софии
Ивановны Загряжской, тетки жены Пушкина.
Особенно интересным оказался второй альбом, содержащий три листа с засушенными
цветами и травами, имеющие надписи "Михайловское, 1841" (2 листа) и "Россия, 1841" (1 лист).
На них, кроме трав и цветов, произраставших более ста лет назад в Михайловском, имеются
растения из Тригорского и Острова.
 |
Рис. 2 Гербарий, собранный семьей Пушкина в Михайловском и Тригорском в 1841 г. Для каждого из растений указаны дата сбора и собиратель.
Определение растений: I - вереск (Calluna vulgaris), II - плаун (Lycopodium clavatum). Над веткой вереска слева надпись:
"Jardin de Mikhailofski" (сад Михайловского).
|
Травы и цветы пушкинских мест, как отмечено на листах, собирались в промежутке с 15
августа по 7 сентября 1841 г. по новому стилю. В их сборе, кроме Наталии Ивановны, всех детей
и жены Пушкина, участвовали Александра Николаевна Гончарова, Анна Вульф и Густав
Фризенгоф. Наталия Ивановна собирала свои гербарии не как ботаник. Она составляла из
засушенных растений, как было принято в то время, красивые композиции. Во время
пребывания в Михайловском Н.И.Фризенгоф сделала там ряд интересных любительских
рисунков, на которых запечатлела семью поэта и его знакомых из Тригорского.
Как определил ботаник, профессор А.К.Скворцов, на этих листах кроме широко
распространенных и в наши дни диких растений - вереска, полевого хвоща, тысячелистника,
пижмы, плауна и купыря - имеются листья
и цветы культурных сложноцветных - космоса,
кореопсиса, гайлярдии, а также петунии. Теперь
мы получили хотя и не исчерпывающие, но
зато вполне достоверные представления о том, какие цветы росли в Михайловском, Тригорском
и других усадьбах Псковской губернии во времена Пушкина. Такие же могли быть и при жизни
поэта в его любимом "темном саду".
 |
Рис. 3 Растения, собранные в предместьях Санкт-Петербурга Натальей Николаевной и детьми А.С.Пушкина. 1839 г.
|
Так михайловские цветы и травы, побывав в Петербурге и постранствовав затем по
городам Европы, пролежав десятки лет на полках Бродзянской библиотеки, оказались в
середине XX в. на берегах Дуная в Братиславе.
И тут невольно вспомнились пушкинские строки:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
Теперь гербарий с цветами из Михайловского снова вернулся в Бродзяны, став музейным
экспонатом.
1Кишкин Л.С. Гербарий семьи Пушкина //Природа. 1975. N 3. С.123-128.
Назад | Вперед
Написать комментарий
|