Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1173624&uri=page1.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 13:16:44 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Электронная коммерция - что и как купить в Интерненте?
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Экономические науки | Обзорные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Электронная коммерция - что и как купить в Интерненте?

С. Петровский, редактор сайта - "Право Интернет в России"
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", N 7, 2001 г.
Содержание

Введение

Если раньше об электронной коммерции в России говорили как о чем-то из области научной фантастики, то сегодня она перешла в разряд обычных явлений, особенно в крупных городах. На данный момент в каталоге magazin.ru зарегистрировано не менее 800 российских Интернет-магазинов, а опыт покупок в них имеют уже более 400 тыс. россиян (по данным monitoring.ru).
Рост числа интернет-магазинов в России (по данным magazine.ru).

Стоит оговориться сразу, что электронная коммерция не ограничивается только торговлей через Интернет. Скорее, это более широкое понятие, означающее способ ведения бизнеса с использованием современных компьютерных технологий и в первую очередь Интернета (см. "Наука и жизнь" N 1, 1999 г.). Но вместе с тем именно возможность приобрести или продать что-либо, сидя у экрана компьютера, привлекает наибольшее внимание широкой публики.
Различают электронную торговлю между организацией и частным лицом (B2C от англ. business-to-consumer - от бизнеса к потребителю), торговлю между предприятиями (B2B от англ. business-to-business - бизнес-бизнес: продажи между предприятиями) и торговлю между частными лицами (C2C от англ. consumer-to-consumer - потребитель-потребитель).
В этой статье мы поговорим об электронной коммерции для рядового потребителя.

Не вставая с дивана?..

Фактически любой человек, имеющий компьютер и подключение к Интернету, может ознакомиться с каталогами товаров на сайтах интернет-магазинов, сделать заказ и получить его по указанному им адресу. Даже если у вас нет своего компьютера, заказать товар несложно, обратившись к знакомым или воспользовавшись услугами специальных организаций - интернет-кафе, которые предоставляют в аренду компьютер с подключением к Сети за несколько десятков рублей в час.
Обычно, описывая преимущества интернет-магазинов по сравнению с традиционными, подчеркива ют то обстоятельство, что приобрести товар в них можно, не вставая из кресла (или даже с дивана). Однако польза от сетевых магазинов не только в экономии времени и сил, необходимых для обычного похода за покупками. Немаловажно и то, что с помощью Интернета вы можете легко и быстро проделать своеобразное маркетинговое исследование рынка: сравнить цены на то ли иное изделие в разных магазинах, внимательно изучить качество и ассортимент товаров, получить о них всю дополнительную информацию, а затем уже не спеша обдумать свой выбор. При этом в сетевом магазине на вас не будет действовать "человеческий фактор" в лице продавца (далеко не всегда благоприятный в наших условиях). Интернет-магазины особенно удобны при покупке сложных товаров с большим количеством характеристик: аудио- и видеотехники, электроники, компьютеров и т. д. Кроме того, в "электронных супермаркетах" (например, ozon.ru, xxl.ru, bumerang.ru и др.) вы можете заказать то, чего нет в обычных магазинах вашего города, - товары доставляются почтой в большинство регионов России.
Сделать покупку в Интернете совсем не сложно. Обычно для начала потенциальному покупателю предлагается заполнить на сайте регистрационную форму, где он должен указать свое имя, фамилию и адрес доставки товаров. После этого ему присваивают личный пароль и условное имя - логин. Впоследствии, набирая логин и пароль, покупатель может скорректировать текущие заказы, просмотреть историю своих покупок, изменить индивидуальные настройки при работе с магазином и т. п. Во многих Интернет-магазинах предварительной регистрации не требуется, а адрес доставки запрашивается только после того, как вы сделаете заказ.
Как правило, на сайте виртуального магазина имеются каталог продаваемых товаров, а также поисковая система. На "витрине" представлены фотографии изделий, подробное описание их свойств, цена, условия доставки и другие сведения. Выбор товара осуществляется нажатием кнопки "Купить", вносящей запись о нем в бланк заказа, - "товар кладется в корзину" по аналогии с обычным супермаркетом. Вы можете просматривать содержимое корзины, добавляя в нее новые изделия или удаляя ранее положенные в зависимости от ваших желаний и финансовых возможностей. Для окончательного подтверждения заказа имеется специальная кнопка ("Заказать", "Сделать заказ", "Оформить заказ" и т. п.).
Чтобы приобрести товар в интернет-магазине, нажмите на кнопку "КУПИТЬ" - приглянувшееся изделие будет мгновенно "положено" в вашу "корзину". Наполнив "корзину" всякой всячиной, вы можете просмотреть и "отредактировать" ее содержимое, устранив лишние пункты. Если вы действительно намерены купить все, что выбрали, нажмите на кнопку "ОФОРМИТЬ" - система запросит адрес доставки, способ оплаты и другие необходимые данные.

Чаще всего оплата товара осуществляется наличными при его получении от курьера (по данным magazin.ru, такой способ избирают 50% покупателей) либо наложенным или банковским платежом при доставке по почте. Конечно, обычные процедуры банковского или наложенного платежа удобными по современным меркам не назовешь: нужно идти на почту или в отделение банка, заполнять бланки от руки, общаться с персоналом этих учреждений и т. д. (Какое уж тут "не вставая с дивана"!) Но других общедоступных вариантов оплаты пока нет, поскольку в России еще не развиты системы безналичных платежей для граждан. Сказываются и общая экономическая ситуация, и недоверие людей к банковской системе вообще и к новым видам денежных переводов в частности. Такое положение дел, правда, имеет и свои плюсы - в нашей стране практически отсутствуют кражи со счетов на банковских карточках, тогда как на Западе такое явление, получившее название "кардинга", довольно распространено. Поскольку большинство российских пользователей Интернет-магазинов просто не имеют карточек, то и разговоры о похищении денег со счетов у нас не актуальны. Перефразируя известную песню, "Если у вас нету счета, то кражи вам не страшны".
Естественно, возникает вопрос: где дешевле купить тот или иной товар - в обычном магазине или в сетевом? Еще недавно, когда Интернет-магазины только начали расти как грибы после дождя, цены в них часто были ниже по сравнению с обычными фирменными магазинами. Сейчас же существует целый спектр магазинов "на любой кошелек". Как и в реальной жизни, стоимость товаров в разрекламированных сетевых супермаркетах, предлагающих продукцию тысячи наименований, несколько выше, чем в специализированных фирмах. Покопавшись в Интернете, вы наверняка сможете найти магазин подешевле. Однако стоит учитывать, что покупка в крупном Интернет-магазине дает больше гарантий качества товара, возможности его замены и т. п. В любом случае выбор магазина - дело сугубо индивидуальное, зависящее от ваших финансовых возможностей, срочности заказа, организации доставки в ваш регион и удобных вам способов оплаты товара. В поисках "своего" магазина лучше обратиться к какому-либо каталогу по электронной коммерции, например www.magazin.ru, раздел TopShop на сайте www.rambler.ru и др. Если вам нужно не столько купить, сколько узнать цены, целесообразнее воспользоваться услугами специализированных сайтов, имеющих базы данных по ценам на интересующие вас товары (например, www.price.ru, www.torg.ru, www.podberi.ru, www.otvet.ru). На таких сайтах, как правило, можно задать поиск по наименованию товара, цене, производителю и т. д.

Назад | Вперед


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования