Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1181758&uri=2.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 03:54:30 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Три вызова науке
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Зарегистрируйтесь на нашем сервере и Вы сможете писать комментарии к сообщениям Обратите внимание!
 
  Наука >> Философия | Популярные статьи
 Посмотреть комментарии[2]  Добавить новое сообщение
 См. также

Анонсы конференцийКонгресс "Наука, антинаука и паранормальные верования"

Популярные статьиФундаментальные взаимодействия: Гравитационное взаимодействие

Обзорные статьиМалые РНК в большой науке: Часть 3. Вопросы без ответов.

Обзорные статьиЖ.-П. Кахан "Математические соревнования": 2. Различные формы математических соревнований

ДиссертацииНаучно-педагогическая деятельность русских историков-эмигрантов в США

ТезисыДиалог лирического героя раннего В.Маяковского с небом: (1)

Обзорные статьиО лженауке, ее последствиях и об ошибках в науке

ТезисыДоклад В.М.Тихомирова на Конференции в Дубне 18 сентября 2000 года: образование в школе

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Обзорные статьиИсследования русского востоковеда В.В.Голубева (1878-1945) во Вьетнаме: Исследования русского востоковеда В.В.Голубева (1878-1945) во Вьетнаме Доклад на Международной конференции "Вьетнам в XX в.", 19-21 сентября 2000 г.

Дипломные работыОбразование как предмет познания: Введение

Научные статьиВозникновение и формирование российской диаспоры за рубежом

НовостиПравославная церковь в Японии

НовостиСкончался академик Раушенбах

Обзорные статьиСтуденческое самоуправление в МГУ им. М.В. Ломоносова: история, современное состояние, перспективы развития

Популярные статьиПиковые переживания

Биографии ученыхСтранный странник или пять раз по четыре

Научные статьиК истории русских в Монголии

Учетные карточкиИнститут стран Азии и Африки МГУ им М.В.Ломоносова: ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Популярные заметкиВостоковед, к зубрежке будь готов!: Учиться в ИСАА трудно, но престижно

Три вызова науке

Леонид Левкович-Маслюк
Опубликовано в Компьютерре  22.01.2001
Содержание

Вызов второй: кризис идеологии

- Не думаете ли вы, что интегративные процессы в науке, вместе с "ростом качества" приведут к возникновению небольших групп выдающихся интеллектуалов, серьезно влияющих на развитие знания (а через него - и общества в целом) и могущих стать прообразом новой правящей элиты, аристократии?

- Я так не думаю. Аристократия возникла не потому, что была заведомо лучше, а потому, что была заведомо мощнее, - из сословия воинов. Кстати, плутократия, американская, в частности, тоже основывалась на наследственной передаче власти - власти денег. В России слово "плутократия" часто ассоциируют с корнем "плут", что неверно, хотя у нас это имеет определенные основания. Может быть, поэтому наши плутократы хотят называться олигархами. Но вот уж они-то не делают ничего, чтобы понять, что происходит, и даже чтобы создать собственную, обслуживающую их интересы идеологию.

- Когда я впервые читал "Архипелаг Гулаг", меня поразили рассуждения Солженицына о том, какая это страшная вещь - идеология. Может быть, не стоит так уж стремиться к ее созданию? Мы все помним, к чему привели в ХХ веке восторжествовавшие идеологии.

- Солженицын имел в виду официальную идеологию тоталитарного государства. Но идеология как система идей, которыми руководствуются люди, - научных, философских, этических, религиозных идей, - это Религиозное мировоззрение отвечает на те морально-этические вопросы, на 
которые не отвечает современная наука.совсем другое. Сам Солженицын проповедует некую, я бы сказал, религиозную идеологию. Он абсолютно идеологический человек!

Идеология не должна внедряться насильственно, она должна возникать естественным, эволюционным путем. Идеологией ХХ века я бы назвал науку ХХ века. Правда, сама она не хочет себя так называть. Но как система взглядов, включая философию, методологию, теорию познания, - это мощнейшая система, которая пришла на смену и тоталитарным идеологиям, и религиозным идеям. Это одно из величайших культурных достижений последних веков. Но тут снова надо сказать о важности интегративного подхода. Идеология, рассыпанная по отдельным специальностям, не дает системы взглядов. Может быть, "идеология" - действительно плохое слово, но я говорю о ее содержательной стороне, имея в виду новое, современное мировоззрение, которое крайне существенно.

С одной стороны, я полагаю, что религиозность как основа современной идеологии - бесперспективна. Она принадлежит прошлому, и сейчас за нее цепляются только потому, что нет ничего другого. С другой стороны, мы переживаем колоссальный кризис "простого рационализма". Религиозное же мировоззрение отвечает в первую очередь на те морально-этические вопросы, на которые не отвечает современная, раздробленная на отдельные дисциплины наука.

Но может быть, наука в принципе не способна на это? Еще в то время, когда уровень интеграции науки был гораздо выше, многие крупнейшие ученые были религиозны. Ньютон, например

- Знаете, анализировать поведение человека такого масштаба, как Ньютон, очень сложно. И что крылось за его религиозностью, очень трудно понять. Он был крайне сложный и - уходя немного в сторону от нашей темы - еще и очень злобный человек. В моей книге "Жизнь науки", посвященной, по существу, истории научной идеологии, собрано более ста предисловий классиков естествознания к своим трудам. Есть там, в частности, рассказ о Гуке, современнике Ньютона. Так вот, я нашел для книги портреты всех действующих лиц - но портрета Гука найти не смог. Тогда я написал в Англию, в Королевское общество, и попросил помочь. Знаете, что они ответили? Что все прижизненные портреты Гука были сожжены Ньютоном! Вот вам ангельский характер гения.

Говоря же об интегративном мышлении, я бы скорее упомянул Лейбница, который, конечно, был философом в гораздо большей степени, чем Ньютон, - будучи и крупнейшим математиком и глубоко понимая всю современную ему науку. Он, кстати, сыграл большую роль в создании Российской Академии наук, являясь советником Петра Первого - они переписывались, подобно тому, как позже Вольтер переписывался с Екатериной; как видите, цари в то время отнюдь не пренебрегали мнением таких людей.

Вопрос религиозности ученых очень сложен. Я бы не смешивал его с их научными взглядами. Например, в этой связи часто упоминают Ивана Павлова. Но мой отец, хорошо знавший Павлова, говорил, что он всегда фрондировал. Он Paul Brown. Orion's Belt 1.фрондировал своими воззрениями в царское время, и тогда у него никакой религиозности не было, потому что православие было официальной доктриной. Но после революции Павлов, наоборот, крестился, проходя мимо каждой церкви.

С другой стороны, можно вспомнить Вернадского, глубоко религиозного человека, но у него это выражалось не в том, чтобы демонстративно креститься, стараясь раздразнить власти, а в поисках ответов на морально-этические вопросы, где опыт церкви весьма существенен. Истинная религиозность очень глубоко закопана в человеке и в огромной степени определяется традицией.

У этого вопроса есть еще одна сторона - так называемая паранаука, как вызов рационализму. Почему сейчас она переживает такой расцвет? Это четкий симптом кризиса общественного сознания, наблюдающийся в разной степени во всех странах. Очень неблагополучный симптом! Альтернативная наука и медицина, колдовство, вся эта магия, которые к тому же проповедуются средствами массовой информации, - это не столько преступление против науки и культуры, сколько прямой подрыв и разложение общественного сознания.

Назад | Вперед


Посмотреть комментарии[2]
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования