| 
   В недавних своих композициях я использую выходные сигналы от 
нейросетей или клеточных автоматов в качестве кода, который 
определяет расположение неких геометрических элементов. Беру 
различные временные срезы эволюции этих систем, манипулирую 
получающимися образами. Например, в самом известном клеточном 
автомате - изобретенной Конвеем (Conway) "Игре жизни" ("Game of 
Life"), состояние на каждом такте представляется черно-белым 
массивом, матрицей "живых" и "мертвых" клеток. Я беру два или три 
временных среза эволюции автомата и получаю в каждой точке уже не 
один, а два или три бита, то есть 4 или 8 вариантов. В соответствии 
с этими номерами на нужных местах отображаются заранее созданные 
блоки, тайлы (tiles). По этому принципу построена динамическая 
композиция "Chromos", находящаяся в непрерывном движении. 
Используется небольшой массив с правилами эволюции, очень близкими к 
оригинальной конвеевской "Жизни". Аналогично устроена композиция 
"Sandlines". Но теперь, после года работы в Центре, я все больше 
склоняюсь к тому, что нейросеть может давать более интересные 
образы. Некоторое время назад я пришел к такой идее: вовлечь в создание 
картины наблюдателя, который мог бы менять параметры генерации. Вот 
здесь и нужна нейросеть, реагирующая на действия наблюдателя. В 
частности, я думал о GasNet - нейросетевой архитектуре, которой 
активно занимаются в Центре и в которой сделана попытка 
смоделировать недавно открытое явление передачи информации в мозгу 
между удаленными нейронами с помощью молекул газа. Мне кажется, что 
при использовании таких адаптивных, самоорганизующихся систем на 
экране могли бы возникать "правильные" образы - такие, как круг; 
образы, наводящие на мысль об их разумном происхождении. Можно было 
бы начать работать с человеческим восприятием. Соответственно 
натренированная нейросеть могла бы дольше задерживать на экране 
образы, привлекающие внимание наблюдателей. В известном смысле это развитие идей минимализма, которыми 
я увлекался еще в 1960-е, будучи студентом. Минималист может 
предъявить зрителю просто холст, на котором ничего не изображено. 
Должно работать воображение зрителя. Теперь, с появлением 
компьютеров, система, включающая нейросеть, может создать некую 
композицию в соответствии с поведением зрителя, с его восприятием. Я 
думал об этом еще в начале девяностых, но отказался от такого 
подхода из некоторых философских соображений. Сейчас же я вернулся к 
этим размышлениям. Мне бы было интересно реализовать, например, 
такую идею (я предполагаю это сделать на фестивале современного 
искусства в Австралии в апреле 2002 года). Изображения будут 
проецироваться из зала на окна, выходящие на улицу. Публика будет 
видеть их с тротуаров. За зрителями будут наблюдать несколько 
видеокамер и вести мониторинг их поведения с помощью компьютера. 
Например, фиксировать уровень активности движения возле той или иной 
композиции. В соответствии с популярностью композиций они будут 
перестраиваться, с тем, чтобы привлечь как можно больше людей. Для 
этого будет реализован генетический алгоритм с функцией 
приспособленности (fitness function), максимизирующей число 
посетителей. Такого рода проекты наводят на мысль о прикладном - проще говоря, 
коммерческом использовании этих идей: скажем, в рекламе. Но я 
рассматриваю свою работу как искусство ради искусства. Для 
зарабатывания денег это не очень подходящий способ. Деньги лучше 
зарабатывать так, как мой сын. Ему 22 года, он Интернет-гуру в 
Лондоне, и только за квартиру платит больше, чем я получаю в 
университете (будучи профессором. - Л.Л.-М.). Он, кстати, 
считает, что можно найти какие-нибудь коммерческие приложения моим 
идеям. Но для меня это совершенно неактуально. Дети выросли, теперь 
мне не нужно столько денег, как раньше. В молодости на меня очень повлияла группа "Системные художники" 
("The systems artists"), базировавшаяся в Голландии. Они, в свою 
очередь, находились под сильным влиянием русских конструктивистов 
1910-20-х годов. Им принадлежит идея, что можно создавать искусство, 
собирая некие системы, - другими словами, заранее составить некие 
процедуры, а потом действовать по ним. Эти люди были моими 
учителями. Компьютер же я для себя открыл в 1968 году. Тогда в 
Лондоне была большая выставка художников, использующих компьютерные 
методы, и, увидев их работы, я понял, что хочу этим заниматься. Но 
только в 1974 году мне это удалось. Тогда, как и сейчас, мне нравилось работать с образами, 
порожденными интересными вычислительными процессами. В частности, 
одна из причин приезда сюда, в Центр, где занимаются эволюционной 
роботикой, - желание поработать с вычислениями, основанными на 
эволюционной парадигме. Мы здесь с коллегами думаем и о том, как 
научить роботов рисовать. Пока речь идет об очень простых объектах. 
Но я считаю, что вполне можно создать автомат, способный всерьез 
заниматься изобразительным искусством. Однако на это уйдет лет 
двадцать-тридцать, я могу и не дожить. 
 Художники всегда воспринимали произведения искусства как 
автономные, самостоятельные объекты. От художника можно услышать, 
что картина ему что-нибудь сказала, подсказала  Возможно, роль 
художника и состоит в том, чтобы дать жизнь холсту, а масляные 
краски - одно из средств для этого. Такой взгляд насчитывает уже 
века. По-моему, то, что мы сейчас делаем с компьютерами, очень 
соответствует этому подходу. Разница в том, что на холсте невозможны 
процессы во времени, динамика, а среда, создаваемая при помощи 
компьютера, весьма динамична. Пол Браун [Paul Brown]художник при 
университете (artist in residence)
 Назад | В начало Написать комментарий
 
 |