Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/centr.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:07:09 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Предвыборные проблемы и перспективы центристских сил

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦЕНТРИСТСКИХ СИЛ

Что бы ни показывали предвыборные рейтинги политических партий, они не смогут зафиксировать всех очевидных проблем, существующих в центристской части политического спектра, и прежде всего у основного претендента на победу партии 'Единая Россия'. Таких проблем несколько.

Первая, и наверное, самая главная - электоральные резервы. Известно, что объем электората собственно 'партии власти' расценивается примерно в 10-12%. Именно, столько, кстати, и получил НДР на думских выборах 1995 г. Но сейчас задача - получение большинства и победа над КПРФ. Проблема состоит в том, где взять недостающие голоса. У либеральных партий - СПС и 'Яблока' многого не заберешь 5-7%. Но для победы этого мало. Остается только одно - протестные голоса некоммунистического электората, абсентистов и часть избирателей КПРФ. И здесь встает проблема - как предложить такие идеи, которые помогли бы 'единороссам' мобилизовать этот протестный потенциал. На идеях защиты Отечества сейчас не сыграешь, как в 1999 году. Пропаганда и продвижение рыночных реформ по определению не возможны. У А.Беспалова такая идея была - начать открыто бороться с правительством, 'выбивая' из него уступки в пользу патерналистски ориентированных общественных слоев. Такой подход отвечал и интересам поддерживавших А.Беспалова 'питерцев'. Но сейчас А.Беспалов на глазах теряет свое былое влияние в партии (недавнее назначение Беспалова руководителем департамента по информационной политике 'Газпрома' означает потерю им не только лидирующего поста в Исполкоме, но и сенаторского кресла). И не совсем понятно, сможет ли обновленное руководство партии конфликтовать с правительством М.Касьянова. Решений пока не видно.

Парадоксальность ситуации заключается в том, а это является еще одной серьезной проблемой для партии, что серьезный успех 'Единой России' невыгоден Администрации Президента, которая в этом случае может утратить значительную часть рычагов своего влияния на Президента. Поэтому Администрация Президента, с одной стороны, требует от партии поддержки политики правительства, а, с другой - ограничивает ее доступ к СМИ. Отсюда проистекает и стремление В.Суркова инициировать любые альтернативные проекты избирательных блоков. Однако и в слишком сильном успехе КПРФ Администрация Президента также не заинтересована, поскольку в таком случае Дума может оказаться неуправляемой. Это заставляет ее искать другие варианты, среди которых:

- запуск левоцентристского партийного проекта в качестве второй партии власти (повторение сценария 1999 года, когда борьба двух центристских политических сил отняла голоса у коммунистов, а в итоге привела к созданию вполне управляемой Думы);

- использование в качестве второй партии ЛДПР или Нардепа.

Те решения, которые сейчас предлагаются для преодоления возникших проблем, представляются эффективными или эффективными лишь в незначительной степени. Сокращение Минюстом числа центристских партий, безусловно, поможет несколько 'единороссам' укрепить электоральный потенциал. А вот довольно странная пропагандистская кампания, имеющая цель ослабить главного конкурента 'Единой России' - КПРФ, едва ли окажется удачной. Тем более, что ругать коммунистических вождей стали, как раз зато, за что недавно хвалили - за оппортунизм. Да и ставка на раскол КПРФ до выборов с использованием таких фигур как Г.Селезнев и Г.Семигин едва ли будет продуктивной.

Третья проблема заключается в том, что победа 'Единой России' невыгодна региональным властям, поскольку им вообще невыгодно усиление централизованной проправительственной партии, способной стать мощной силой и поставить губернаторов под свой 'партийный контроль'. Тем более, что в будущих законодательных собраниях половина депутатов будет избрана по партийным спискам. Это означает, что 'Единая Россия' может столкнуться в регионах со скрытым противодействием своим пропагандистским усилиям, во многих случаях для губернаторов может быть выгодно негласно поддержать КПРФ или, что более вероятно, альтернативную 'партию власти', если таковая пойдет на выборы.

В-четвертых, победа 'Единой России' невыгодна олигархам, которые в любом случае предпочтут иметь дело с разрозненной Думой. Мощная, централизованная, а тем более - обладающая большинством, пропрезидентская фракция с жесткой партийной дисциплиной представляет для них прямую опасность, и они любыми путями постараются ее появлению воспрепятствовать.

Существующий сегодня расклад сил между основными претендентами на попадание в Госдуму оставляет вполне достаточный запас для успеха пятой (или шестой, в случае преодоления СПС 5-процентного барьера) партии. Обычно, оценивая шансы 'Возрождения России' на успех, ее рассматривают как альтернативу КПРФ, и потому перспективы ее представляются самыми плачевными. Однако такой подход ошибочен - 'Возрождение России', несмотря на коммунистическое прошлое Селезнева, - есть альтернатива 'Единой России' и претендует она на голоса бывшего электората 'Отечества'. Крен 'Единой России' вправо оставил эту политическую нишу практически свободной, и Селезневу, для того чтобы занять его, требуются лишь финансовые и информационные ресурсы. И то, и другое при нынешнем разнообразии политических игроков с самыми противоречивыми интересами он вполне способен найти, обращаясь как к отдельным олигархам, так и в президентскую администрацию.

28 февраля 2003 г.


См. также:

ПРЕДВЫБОРНОЕ УСИЛЕНИЕ ЛЕВЫХ СИЛ

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ



 Мнения экспертов | Предвыборные проблемы и перспективы центристских сил

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх