|
Публикации
| 'Исламизм: глобальная угроза?' | Формы экспансии исламизма
ФОРМЫ ЭКСПАНСИИ ИСЛАМИЗМА
События последних трех десятилетий свидетельствуют о том, что исламизм осуществлял
территориальную экспансию из двух главных центров (Саудовская Аравия и Иран)
в четырех основных организационных формах.
Во-первых, в форме внедрения в имеющиеся в каждой стране распространения
ислама объединения исламского духовенства исламистских элементов и/или замены
исламского духовенства (полностью или частично), лояльного по отношению к модернизаторским
светским режимам, на духовенство исламистское (через направление проповедников,
назначение имамов в мечети, построенные на ваххабитские или иранские деньги,
обучение на территории Саудовской Аравии и Ирана или в подконтрольных исламистам
образовательных центрах в других странах и т.п.).
Во-вторых, в форме создания массовой исламистской базы в странах
распространения ислама (пропаганда, обращение в ислам конкретного направления
- ваххабитский или шиитско-имамитский - как мусульман других направлений ислама,
так и не-мусульман).
В-третьих, в форме создания религиозно-политических организаций
исламистского характера, оппозиционных как по отношению к модернизаторско-секуляризаторским
политическим системам, так и по отношению ко всему местному исламскому духовенству,
более или менее лояльному по отношению к секулярным режимам, - 'Джихад' и 'Исламская
группа' в Египте, 'Вооруженная исламская группа' в Алжире и т.д. - по нашим
подсчетам, не менее двух сотен организаций в разных странах мира на всех континентах,
кроме Антарктиды. Самые, пожалуй, мощные организации такого рода - движение
'Талибан' и 'Основа' (Аль-Ка'ида, вариант перевода названия - 'База'), руководимая
знаменитым Усамой бен Ладеном.
В-четвертых, в форме создания исламистских плацдармов в зонах
слабого (ослабленного) государственного контроля за национальными территориями.
Такие районы возникали, исчезали или продолжают существовать в разных странах
мира: зона, контролируемая проиранской исламистской 'Партией Аллаха' (Хизбалла)
на юге Ливана; различные районы Афганистана; Тавильдаринская зона в Таджикистане;
южная часть Филиппин, где ситуация контролируется исламистскими повстанцами
Исламского фронта освобождения Моро и группировкой 'Абу-Сайяф'; северная часть
острова Суматра (Индонезия), где реально власть находится в руках исламистского
движения 'Свободный Ачех', а также на индонезийских Молуккских островах, где
ситуацию реально контролирует (если можно контролировать анархию) исламистский
экспедиционный корпус 'Воинство джихада' (Лашкар джихад); Босния и Герцеговина,
Косово - в процессе выхода их из бывшей Федеративной Югославии; разные регионы
Алжира, Судана, Нигерии, и Сомали и, даже, как утверждают осведомленные СМИ,
Южной Африки. По некоторым сведениям, еще в 1999 г. Панкийское (Панкисское)
ущелье в Грузии объявлено местными жителями - чеченцами-кистинцами - 'самоуправляемой
исламской территорией'. В России такие зоны были созданы в Дагестане (Кадарская
зона) и Чечне, которая едва ли не целиком превратилась в 'исламскую республику'
в период между 1996 и 1999 г. Существуют сведения о формировании таких плацдармов
в Киргизии и Казахстане.
Есть совершенно неожиданные места, в которых создаются исламистские
плацдармы. В начале 1990-х гг. в Египте, на окраине столицы в районе Эмбаба
возникла зона, которую сами исламисты из организации 'Исламская группа' назвали
'исламским государством' и в которой, по их заявлениям, в полной мере исполнялись
шариатские установления. В конце 1992 г. четырнадцать тысяч полицейских и армейцев
в течение полутора месяцев проводили 'зачистку' этой зоны. Было арестовано 5
тысяч человек из миллионного населения района. Американские спецслужбы утверждают,
что есть такой плацдарм в Парагвае - в районе Сьюдад-дель-Эсте, на границе Парагвая,
Бразилии и Аргентины, где будто бы устроили свои базы исламистские группировки.
Кроме территориальных плацдармов стали складываться также виртуальные
исламистские плацдармы - общественно-политические зоны, контролируемые не государством,
а исламистами, и выведенные де-факто из-под национальной юрисдикции. Такие исламистские
очаги воздействия как на местных мусульман, так и на мусульман за границами
данных государств стали создаваться в США, Великобритании, Франции, Германии.
Сами исламисты, обосновавшиеся на Западе, очень остроумно называют все эти зоны
одним словом - Халифорния, переформатировав название одного из штатов США с
использование слова халиф (халифат).
Достаточно парадоксальным образом высокие информационные технологии
способствуют расширению этих зон и координации их активности. Например, тексты
листовок, подстрекающих мусульман Узбекистана к восстанию против законной власти
государства и подписанные 'Исламской партией освобождения' (Хизб ат-тахрир аль-ислами),
сочиняются в виртуальной исламистской зоне в Великобритании и передаются на
узбекистанскую территорию по Интернету.
Постепенно сложились координирующие центры исламизма, действующие
на международном уровне, - саудовская Лига исламского мира (ЛИМ, Рабита аль-алям
аль-ислами), направляющая деятельность массы саудовских и родственных, например,
кувейтских, катарских, эмиратских благотворительных организаций, из которых
в связи с дестабилизирующей активностью в разных странах мира дал о себе знать,
например, фонд 'Аль-Харамайн'; иранская организация 'Силы Кодс' (от арабского
названия Иерусалима аль-Кудс), входящая в Корпус стражников исламской революции;
Народная исламская конференция. Последняя организация примечательна тем, что
во многом стала результатом сотрудничества исходно просаудовских (ваххабитских)
и исходно проиранских сил, не говоря уже о ряде националистических арабских
группировок, в том числе - левого толка. Идеологической базой сближения во многом
несовместимых течений исламизма (саудовско-ваххабитского и шиитско-имамитского)
стала проводимая иранским руководством линия на конвергенцию между различными
исламскими направлениями. Что касается организационных связей, то, по сведениям
британской исследовательской группы Джейнз, в феврале 1998 г. Усама бен Ладен
(теоретик и практик исламизма ваххабитского толка) подписал договор о сотрудничестве
с одним из 'высокопоставленных руководителей' Корпуса стражников исламской революции.
К международной исламистской активности подключился и ливийский лидер Муамар
Каддафи с его Всемирным исламским народным руководством. Но все-таки единого
глобального координирующего центра исламизма в настоящее время не существует.
Относительное единство всемирного исламистского движения обеспечивается идеологически
- самим исламизмом.
Постоянно всплывает вопрос о роли отдельных государств (режимов)
в распространении исламизма. Поскольку такая деятельность в ряде случаев означает
поддержку международного терроризма и, соответственно, международные санкции,
в том числе - арест авуаров за границей (например, в США), то 'цена вопроса'
исключительно высока. Обычна ссылка официальных представителей на то, что речь
идет об 'общественных инициативах' и даже 'диссидентах' (как в случае в саудовцем
бен Ладеном), а сами государства не имеют к этому никакого отношения. Порой
признается, что та или иная организация оказалась причастна к террористической
деятельности, но это - из-за недобросовестности ее отдельных работников. Например,
с подобным заявлением не так давно выступил руководитель ЛИМ. Как правило, участие
организаций типа саудовской 'Аль-Харамайн' в дестабилизирующей активности (в
конкретных случаях на территории Кении, США, России, Азербайджана и т.д.) категорически
отрицается. Список государств-спонсоров международного терроризма (туда входит
ряд исламских государств) является произведением госдепартамента США и вызывает
неоднозначную реакцию мирового сообщества. Но если рассматривать вопрос в плоскости
исторического исследования, а не юридического расследования, то мало у кого
могут возникнуть сомнения относительно роли Саудовской Аравии и Ирана в формировании
международного исламистского движения.
Публикации
| 'Исламизм: глобальная угроза?' | Формы экспансии исламизма
|
|