Спецпроекты
| : Книга Ю.М.Лужкова "Возобновление
Истории. Человечество в XXI веке и будущее России" (М.: Изд-во
Московского университета, 2002. 197 с.) | Основные идеи
книги
Ю.М.Лужков. Возобновление Истории. Человечество
в XXI веке и будущее России
(М.: Изд-во Московского университета, 2002.
197 с.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ
(КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)
СОВРЕМЕННОСТЬ - ВРЕМЯ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ИСТОРИИ
1. Нашим молодым современникам обычно представляется,
что ХХI век должен был последовать за XX с такой же неотвратимостью
числового ряда, с какой двадцатый век следовал за девятнадцатым
и девятнадцатый за восемнадцатым. Но люди моего возраста могут
вспомнить, что еще недавно наступление двадцать первого века
вовсе не казалось абсолютно неизбежным.
Еще недавно противостояние СССР и США ставило
мир на край бездны ядерной войны и многие не верили в способность
политиков предотвратить катастрофу. Но тогда человеческого разума
хватило на то, чтобы цивилизация выжила, чтобы сохранилась перспектива
будущего.
То, что двадцать первый век начался, - историческая
заслуга предыдущих поколений политиков и всех 'людей Мира'.
Забывать об этом и думать, будто события только так и могли
развиваться, как они развивались в действительности, было бы
с нашей стороны не только неблагодарно, но и опрометчиво. Иначе
нам покажется, что и XXI век так же гарантированно сменится
двадцать вторым. Между тем, наступившее столетие не оставляет
места для такого благодушия.
2. 11 сентября 2001 года в США и 23-26 октября
2002 года в России, в Москве - эти страшные даты мы всегда будем
вспоминать как символы завершения предыдущего мира, его исчерпанности.
Новый век вступает в свои права жестко и жестоко, предъявляя
мировой цивилизации новые этические, экономические, технологические,
экологические, демографические и культурные вызовы. Явление
терроризма на авансцену мировой истории стало лишь символическим
средоточием этих вызовов и нового качества развития мира, только
подчеркнуло, насколько близко к краю пропасти подошел мир, с
каким злом и с какой темной силой хаоса и разрушения мы сегодня
столкнулись.
Главный из них в том, что История возобновилась
и разрушила ту иллюзию благополучного завершения эволюции всемирной
цивилизации, которая возникла в конце 80-х, после поражения
коммунистической системы.
История возобновилась, но теперь мы не знаем,
куда и как, какими путями и к каким горизонтам она пойдет. Новый
мир становится намного более непредсказуемым, случайным в своем
развитии, потому что в нем появляются новые, неведомые и неподконтрольные
силы и течения. Мир сегодня не становится безопаснее. Человечество
стоит на пороге новой войны в Ираке, которая может обернуться
пресловутым столкновением цивилизаций, стать зарницей Третьей
мировой войны.
3. Для всех нас наступило новое время. Время
действовать, а не только размышлять. Возникла необходимость
мощного усилия и поиска в тупиках и лабиринтах современного
мира быть может единственной тропинки ведущей к будущему.
Мы подошли к такому этапу в развитии цивилизации,
когда будущее придется завоевывать. Человечеству необходимо
выйти на принципиально новый уровень своего развития, обрести
смысл Бытия и новую Культуру Мира, Культуру Жизни. Сотворение
мира - это сегодня самая главная и самая достойная задача и
цель для каждого из нас, для политиков, для всех людей, для
всего человечества.
Мне хотелось бы, чтобы эта книга стала шагом,
приближающим нас к ответу на главный современный Вопрос Истории
- сколь долго будет отсчитываться время наступившего тысячелетия
и хватит ли у человечества воли и разума прожить хотя бы еще
один век, уйти от преждевременной 'развязки истории', сохранить
открытую перспективу для человечества.
Проблемы развития современного мира
4. Смысл и содержание истории человечества на протяжении последних
веков определяли идеи прогресса, капиталистический тип хозяйствования,
научно-технический прогресс, идея демократии. Именно они привели
мир к сегодняшнему состоянию, создали современную цивилизацию,
все ее высшие достижения. Но одновременно в недрах этого мира,
и опять же под влиянием перечисленных великих идей, зрели нарывы
нынешних глобальных проблем. Именно неспособность человечества
справиться с собственным величием, с собственными достижениями,
с полученными в его распоряжение технологиями, неспособность
сохранить фильтр морали и нравственности в политике и экономике
ведут к рождению внутри современной цивилизации монстра самоуничтожения.
Вознесенные на пьедестал понятия индивида,
частного интереса, пользы-выгоды и частного блага становятся
основополагающими. Нынешний глобализм не имеет никакой идеологии
и цели, кроме возведения данных принципов в абсолют. Понятие
рынка как центральное для современных западных обществ приписывает
логике хаотичных экономических взаимодействий ценностный смысл,
когда возникает представление о объективной 'невидимой руке',
ведущей всех людей, все страны и народы к богатству и процветанию,
взаимному согласию.
К сожалению, логика современного мира такова,
что даже за несколько минут до крушения мироздания или непосредственно
в момент глобальной катастрофы всегда найдется кто-то, кто воплотит
в полной мере принципы функционирования современного общества
и будет использовать ситуацию для 'максимизации прибыли'.
5. Корень проблемы в том, что во всем развитии
современного Запада очевидно читается огромный соблазн 'цивилизованного
человечества' перейти к новой стратегии прогресса только для
себя, 'приватизировать будущее'.
Отсталость остального мира всегда являлась
и остается важнейшей функцией прогресса 'передового отряда человечества'.
С 'золотым миллиардом' так называемого цивилизованного человечества
на Земле сосуществуют миллиард недоедающих, миллиард больных,
миллиард нищих, миллиард неграмотных, миллиард обреченных.
6. Однако Запад попадает в ловушку собственной
прогрессистской стратегии для 'своих', проекта будущего для
'золотого миллиарда'.
Всемирное антиглобалистское движение, международный
терроризм, 'мировое подполье' - вот те признаки будущего, с
которыми уже сегодня так сложно вести борьбу и которые наполняют
мир и новым, не всегда понятным и все чаще чрезвычайно опасным
содержанием.
Непонятно, что делать в ситуации, когда в мировую
историю входят народы и цивилизации, которые обладают совершенно
иной системой ценностей и не приемлют навязывания им чуждой
морали и правил поведения. Которые просто не знают, что такое
'мировая' глобальная война и, более того, считают войну благом?
Один из главных источников терроризма - это
месть слабых, месть нищеты и отчаяния части мира. Кого они видят
в нас? Может быть, их положение таково, что они не считают цивилизованный
мир миром людей, и именно это позволяет им совершенно иначе
смотреть на горе и страдания тех, кто погиб и кто пострадал
в Нью-Йорке и Москве.
Однако не пытается ли точно также 'цивилизованное
человечество' приватизировать право определять, что правильно
и не правильно, что хорошо и что плохо, как все должны жить.
Отвергая мораль и ценности в политике, уповая
на формальные процедуры, правовые нормы, политические технологии
и баланс интересов, 'цивилизованный мир' сам создает тот источник,
который питает терроризм и 'партизанскую войну' с ним не озолоченных
благами цивилизации миллиардов.
Поэтому самая большая проблема событий 11 сентября
2001 года в Нью-Йорке и событий 23-26 октября 2002 года в Москве
- это их этическая возможность.
7. Одновременно объективные тенденции развития
цивилизации в перспективе ближайших 50 лет уже сделают Запад
все уменьшающимся меньшинством мира, который, несмотря на свою
политическую и экономическую экспансию, одновременно сжимается
подобно шагреневой коже. История человечества перестает быть
историей Западной цивилизации и Севера планеты.
8. Наконец, угроза для самого 'цивилизованного
мира' в условиях глобализации заключается также в том, что слишком
велик соблазн отказаться от демократических завоеваний цивилизации
Нового времени, ограничить права человека и индивидуальную свободу
ради 'священной войны' с 'чужими', с 'новыми варварами'.
В конце концов, фундаментализм 'западного избранничества'
сталкивается с таким же фундаментализмом его противников. И,
как кажется, победителей в этом споре не будет, потому что на
определенном этапе возобладает стремление не дать победить другому.
В результате предсказанная эпоха 'столкновения цивилизаций'
рискует превратиться в 'новое средневековье' борьбы всех против
всех на взаимное уничтожение.
Прогресс нравственных задач
9. Поэтому и проблемой глобализации является не она сама по
себе, но то, как она объединяет и преобразует мир сегодня, будучи
связана преимущественно с процессом установления всемирного
доминирования Запада.
Поэтому не хочется и нельзя отказываться и
от идеи прогресса, от перспективы развития. Отринуть ее означало
бы перечеркнуть саму возможность построения общества, мира на
началах разума, нравственности, гуманизма. Поэтому что, если
применительно к Западу лозунг ограничения прогресса часто звучит
как призыв отказаться от излишеств и опасных попыток выйти за
грань добра и зла, то для всего остального мира, для абсолютного
большинства человечества тот же лозунг может прозвучать иначе
- как приговор отказа от необходимого развития.
История человечества должна стать историей
всеобщего сотрудничества и именно глобального развития, развития
для всех и не за счет друг друга.
10. Согласно одному мудрому высказыванию, 'история
человечества - это прогресс нравственных задач'. Интересы выживания
и самосохранения человечества требуют в первую очередь поиска
основ его моральной солидарности, тех принципов и ценностей,
на которых может быть достигнуто глобальное общественное согласие,
превосходящее национальные, конфессиональные, цивилизационные
границы.
На смену научно-техническому, 'позитивистскому'
прогрессу должен прийти морально-этический, подлинно социальный
прогресс, основным смыслом и содержанием которого должно быть
'подтягивание' социальной и политической организации мира, ее
качества до уровня соответствия тем рубежам, которых человечество
достигло в научно-технической сфере.
Моральный прогресс человечества превращается
в один из основных вопросов Истории и ее главное требование.
Надо наконец-то задействовать самый мощный из доступных человечеству
ресурсов благосостояния -организацию отношений между всеми людьми
на Земле на принципах взаимного уважения, взаимной пользы, общности
долговременных интересов всего человечества.
Новые вызовы российской государственности
11. Новая глобальная ситуация предъявляет новые
требования к осознанию места и роли России в меняющемся мире
и формулированию задач национального развития и государственного
строительства.
12. Главной проблемой становится то, что мы
не знаем ответа на вопрос о том, что такое Россия? Нужно понять,
как мы вообще мыслим Россию, в чем заключаются базовые ценности
единства страны и перспектив ее развития. До сих пор мы не можем
ответить и на вопрос о том, что есть русский или российский
народ. Есть ли у нас хотя бы сам образ российской нации, уж
не говоря о том, можем ли мы найти реальную основу единства
российского общества.
Именно из-за этого мы не можем осознать место
России в мире и сформулировать задачи национального развития
и государственного строительства. Именно из-за этого мы не можем
четко определить нашу стратегию и консолидировать общество для
ее реализации. Вопрос о будущем России - это, прежде всего,
вопрос об осознании целей и ценнос-тей национального развития
и создания 'философии общего дела' для всех граждан страны.
13. Одновременно перед Россией сегодня стоит
страшный вызов - это деградация и самоликвидация страны. Угрозой
России сегодня является угроза выпасть из будущего, из процесса
развития. Мы действительно и вполне реально можем прекратить
свое существование в том виде, в тех границах и в тех формах,
в каких мы знаем себя на протяжении последних веков и каковые
считаем и чтим своей Родиной.
Если мировые политические процессы станут далее
развиваться по намеченным сегодня тенденциям, то к началу двадцать
второго века многие государства в своем нынешнем виде будут
принадлежать далекой истории.
Тем более, что Россия представляет собой одно
из самых крупных и сложных государств современного мира. России
с ее огромными пространствами, разнообразием природных и иных
условий и многонациональным населением, очень неравномерно распределенным
по территории страны и по социально-экономической 'лестнице',
в условиях многовекторного внешнего цивилизационного и геополитического
давления и эрозии современной национально-государственной структуры
международных отношений приходится быть предельно внимательным
к тому, что во всем мире принято называть 'кризисом института
государства'.
Поэтому в перспективе 50 лет Россия может приобрести
совершенно иные черты, совершенно иные основы государственности.
Поэтому ключевая национальная идея сегодня - это в принципе
сам по себе призыв сохранить Россию.
14. Сохранение целостности страны в современном
мире означает также способность общества освоить свою страну,
умело и эффективно распорядиться ее богатствами. Не говоря уже
о том, что на фоне всемирного демографического взрыва перед
нами во весь рост встала и проблема депопуляции. В перспективе
ближайших десятилетий Россия рискует превратиться в 'пустое
пространство' и столкнется с мощнейшим 'демографическим давлением',
может стать объектом экспансии со стороны других стран.
До сих пор часть территории России - это лишь
зоны очагового, 'пионерского' освоения, где нет постоянной и
регулярной жизни, откуда люди стремятся уйти. Население России
все более концентрируется, нам грозит депопуляция, в свободное
пространство наших неосвоенных территорий проникают иные страны,
цивилизации и народы. А ведь любому 'геополитику' известно,
что лучшее и наиболее эффективное средство контроля над территорией
- это богатое, процветающее и многочисленное ее население.
15. Ключевое значение приобретают для нас и
задачи структурной и технологической перестройки экономики,
усиливающейся глобализации социально-экономических процессов.
Объективной задачей развития России сегодня
является попытка перейти к постиндустриальному типу развития,
модернизационный прорыв к постиндустриализму. Задача эта стоит
перед страной уже на протяжении, по крайней мере, последних
20 лет. СССР в свое время не смог адекватно ответить на модернизационный
вызов.Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не поймем,
что глобальную конкурентоспособность и сколько-нибудь высокую
эффективность экономики можно обеспечить только за счет принципиального
отказа от ставки на дешевые ресурсы в качестве наших 'конкурентных
преимуществ'.
Пропуском в постиндустриальный мир является
способность создавать уникальные технологии и построенный на
них продукт, в котором заинтересован мир. Необходимо обозначить
в качестве национальных приоритетов несколько направлений технологического
прорыва. Это тем более реально, что, по крайней мере, в двух-трех
ключевых 'зонах технологического развития', благодаря которым
и будет в ближайшие десятилетия прогрессировать цивилизация
(нанотехнологии, биотехнологии, термоядерные технологии, оборонные
технологии и технологии безопасности) Россия имеет серьезный
потенциал.
16. Одновременно с развитием постиндустриального
сектора мы должны инвестировать в 'создание' новых социальных
групп, которые будут развивать Россию в этом качестве.
В современном мире основу развития обеспечивают
знания, интеллект и создаваемые ими новые возможности. Основой
развития, наиболее выгодными инвестициями становятся инвестиции
в человека, в развитие человеческого потенциала. России необходима
сегодня политика производства человека и производства творческого
потенциала. Они становятся основным ресурсом и капиталом развития.
На этом пути нужно выстраивать приоритеты государственной
политики, рассматривать в качестве ее основного стержня принцип
сильного соци-аль-но-го государства. Социальное государство
- это государство всеобщего благосостояния.
17. Одним из главных последствий современного
процесса глобализации, стало то, что граница между внешнеполитическими
и внутренними проблемами постепенно стирается. Попадая в глобальный
политический поток, мы не имеем сегодня возможности избрать
для себя 'изоляционистскую' стратегию.
Раз так, мы должны определить нашу стратегию
действий в столь стремительно меняющемся мире. Ключевым критерием
оценки состоятельности и эффективности государственной политики,
является именно конкурентоспособность России в условиях глобализации,
когда приходится играть по меняющимся правилам. Это означает
способность 'развернуть' или, по крайней мере, использовать
глобальные политические процессы в собственных интересах, участвовать
в формировании новых глобальных 'правил игры'. Без этого обеспечить
свое место в новом мире невозможно.
18. Россия - ведущая региональная держава евроазиатского
пространства, обладающая значительной возможностью глобального
влияния на мировую систему, в первую очередь, за счет наличия
ядерного и институционального факторов. Нынешнее состояние внешнеполитических
активов позволяет России обеспечивать интересы выживания и влиять
на некоторые мировые процессы стратегического характера. Внутренний
потенциал страны, в принципе, позволяет России стать одним из
полюсов мировой экономики и, как следствие, упрочить свое международное
положение в целом.
Перед нашим обществом и нашей политической
элитой стоит серьезнейшая задача - дать ответы на национальные
и глобальные вызовы. Только так мы подтвердим свой статус мировой
державы, о котором так много говорят. Только это позволит нам
создать наше будущее.
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Спецпроекты
| : Книга Ю.М.Лужкова "Возобновление
Истории. Человечество в XXI веке и будущее России" (М.: Изд-во
Московского университета, 2002. 197 с.) | Основные идеи
книги
|