|
Публикации
| 'Исламизм: глобальная угроза?' | Исламизм как гипер-реакция
ИСЛАМИЗМ КАК ГИПЕР-РЕАКЦИЯ
Ислам в его историческом развитии прекрасно адаптируется к изменяющимся условиям
общественного бытия, в том числе - к господствующим идеологическим течениям,
свидетельство чему - вся история этой религии, в том числе XX века. Исламизм
же можно рассматривать как защитную гипер-реакцию на неумеренную адаптацию,
грозящую автоаннигиляцией (самоуничтожением) ислама.
Исламизм противостоит всем иным идеологиям, политическим системам
и общественно-политическим проектам как секулярным, светским. Тем самым первый
и главный источник глобальной дестабилизирующей активности, связанной с исламом,
заключается в непримиримом конфликте по линии исламизм-секуляризм. Для того
чтобы более резко очертить эту проблему, скажем, что могут быть и существуют
мусульмане-демократы, мусульмане-либералы, но не может быть исламиста-демократа
(или исламиста-либерала, или исламиста-националиста).
Именно поэтому исламизм в первую очередь (даже исторически
в первую очередь, ибо он возник первоначально именно в странах распространения
ислама) противостоит политическим режимам в исламских странах. По той, очень
простой, причине, что государства (системы власти) в этих странах являются секулярными,
светскими - либо полностью, либо преимущественно. И парадоксальность ситуации
в том, что одновременно исламизм противостоит исламу - исламу модернизирующемуся,
т.е. адаптирующемуся к изменяющейся социально-политической реальности. Вплоть
до того, что некоторые исследователи склонны говорить о существовании секуляризованного
ислама.
|
|