ИЗРАИЛЬ-ПАЛЕСТИНЦЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ НЫНЕШНЕГО
КОНФЛИКТА
Несмотря на многократные заявления сторон о стремлении к
мирному урегулированию, в обозримой перспективе Израилю и
палестинцам вряд ли удастся достигнуть существенных компромиссов,
необходимых для нормализации обстановки в этом регионе. На
это есть много причин как объективного, так и субъективного
характера.
Во-первых, неоднократные срывы достигавшихся договоренностей
за период нынешней интифады существенно подорвали позиции
сторонников 'мягкой' линии как в руководстве Израиля, так
и Палестинской автономии. Напротив, рост недоверия, а нередко
и ксенофобии друг к другу и у израильтян, и у палестинцев
заметно усилился.
Во-вторых, правительство Израиля в период премьерства Эхуда
Барака и так пошло на максимум возможных уступок палестинцам,
предложив им вернуть большую часть старого города в Иерусалиме.
Но Арафат отказался от этого и интифада продолжилась. В Израиле
стало после этого складываться впечатление, что чем на большие
уступки он идет палестинцам, тем все большие требования предъявляются
с их стороны.
В-третьих, Израиль вряд ли согласится свернуть программу
строительства еврейских поселений на палестинских территориях,
поскольку то правительство и те политики, которые попытаются
это сделать могут сразу распроститься с продолжением своей
политической карьеры.
В-четвертых, Ясир Арафат, заняв довольно жесткую позиции
на нынешнем этапе конфликта породил у большинства палестинцев
высокие ожидания в отношении близости достижения главных целей
движения - провозглашения независимого арабского государства
в Палестине и возвращения ранее занятых Израилем палестинских
территорий. Поэтому Арафат не может выйти из конфликта без
существенного продвижения на пути к реализации этих целей.
В то же время конфликтующие стороны и не заинтересованы в
дальнейшей эскалации конфликта. Израиль - потому, что в этом
случае он рискует столкнуться с консолидированным осуждением
его позиции большей частью мирового сообщества, дальнейшим
втягиванием в конфликт в той или иной форме большинства арабских
стран. Сейчас их поддержка интифады носит, скорее, морально-политический
характер. Реальную финансовую и военную помощь палестинцам
оказывают лишь некоторые арабские страны, в первую очередь
Ирак. Арафат, как и большинство трезво мыслящих арабских лидеров,
также не хочет большой войны, потому что военно-техническое
превосходство Израиля над арабами по сравнению с войнами 1967
и 1973 года сегодня более чем очевидно. Большая война неизбежно
приведет к усилению радикального крыла среди палестинцев,
а это не нужно ни Арафату, ни соседней Иордании, прозападное
руководство которой очень опасается перспектив создания на
базе нынешней автономии безресурсного, радикального и потому
агрессивного Палестинского государства на своих границах.
Ситуация осложняется и тем, что нынешняя администрация США
не склонна уделять урегулированию израильско-палестинского
конфликта столь же огромное внимание, сколь и предшествующая.
Это порождает нервозность, особенно у руководства Израиля.
Поэтому оно с учетом сложившихся реалий пытается подыскать
себе новых если не союзников, то стратегических партнеров,
которые могли бы поддержать Израиль. Не случайно, руководство
Израиля стало проявлять столь значительный интерес к России.
Оно рассчитывает, что Россия, как и Израиль, столкнувшись
с проблемой исламского терроризма, изменит свою традиционную
проарабскую позицию. Не случайно, что последний визит в Россию
израильского министра иностранных дел Шимона Переса состоялся
в момент, когда США потребовали от Израиля прекратить массированные
ракетные удары по палестинским территориям в ответ на очередные
теракты палестинцев.
Но возможности России эффективно подключиться к урегулированию
выглядят довольно ограниченными. И не только по причинам финансового
характера. Россия имеет слишком заметные экономические интересы
в арабском мире, а также в Иране, чтобы жертвовать ими ради
дружбы с Израилем. Поэтому российское руководство, судя по
всему, будет пытаться перехватывать у США инициативы по проведению
мирных переговоров каждый раз, после того как предложения
США будут терпеть фиаско. Но его сотрудничество с Израилем
не пойдет дальше непубличных контактов по линии правоохранительных
органов, ответственных за борьбу с терроризмом.
Все это делает развитие ситуации в зоне израильско-палестинского
конфликта трудно предсказуемым, балансирующим на грани широкомасштабного
столкновения. И хотя обе стороны не хотят большой войны, по
мнению местных наблюдателей, превышение 'лимита жертв' в ходе
конкретных актов насилия может спонтанно, помимо воли политических
лидеров, привести к такой войне.
25 мая 2001 г.