Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/posl02.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:19:10 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | О послании президента РФ федеральному собранию

О ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

Послание Федеральному Собранию фактически стало компромиссом между различными группами интересов в окружении Президента. В.Путин и на этот раз предпочел не делать программного обращения к нации с обозначением параметров возможного стратегического курса развития страны. Сняв таким образом необходимость принципиального выбора 'пути развития' и его идеологии, Президент смог уйти от решения вопроса, на какие элитные группы сделать ставку. Тем более, снят с повестки дня вопрос о проведении радикальной реформы власти, в том числе кадровой.

В то же время, очевидно, что Послание было выстроено В.Путиным как фактический план завершения первого президентства (задачи завершения и повышения эффективности уже проводимых реформ) и обозначение некоторых принципиальных среднесрочных ориентиров государственной политики.

Президент заявил о неизменности целей проводимой политики - демократия, цивилизованный рынок, правовое государство и повышение уровня жизни людей.

В то же время, Президент попытался обозначить ключевой критерий оценки состоятельности и эффективности государственной политики. В качестве такового рассматривается конкурентоспособность России в условиях глобализации (глобальная конкуренция). Таким образом, наиболее принципиальным моментом в Послании фактическое снятие грани между внешне- и внутриполитическими задачами - задачи развития государства, социально-экономической политики ориентируются на систему ценностей и 'правила игры' глобальной политической системы.

Вторым принципиальным политико-идеологическим моментом Послания стал подход к вопросам социального развития, ориентирам преобразования общества. Чрез все Послание проведена мысль о необходимости создания условий для повышения гражданами собственного благосостояния, формирования мощного среднего класса (граждане должны иметь возможность зарабатывать деньги и вкладывать их в свою страну; курс на создание процветающей и зажиточной России, на комфортность жизни и т.д.). Таким образом, Президент фактически обозначил приоритет правой либеральной экономической политики (развитие экономических свобод, государство, предоставляющее публичные услуги) со ставкой на расширение числа собственников, социальных адаптантов, формирование соответствующей широкой и активной социальной базы политического режима (предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление граждан).

Опираясь на эти политико-идеологические приоритеты, Президент фактически обозначил цели и направления политики в экономике, рефор-мировании социальной сферы и государства. Наиболее важными в рамках данных направлений являются следующие тезисы Послания:

1. В экономической политике необходима постановка амбициозных целей и стремление к высоким темпам роста экономики на основе разви-тия не только традиционной экспортно-ориентированной сырьевой экономики, но с использованием потенциала малого бизнеса, вовлечением масс населения в предпринимательство, развитием секторов 'новой экономики', использованием научно-технического потенциала, формированием инфраструктуры экономического роста (банковская реформа, привлечение инвестиций, ипотека и т.д.), сокращением издержек в процессе реформирования естественных монополий и социальных отраслей (ЖКХ, здравоохранение и т.д.).

2. В государственном строительстве основной задачей становится административная реформа, реформа государственного аппарата. Цель - сделать его более прозрачным (государство - 'черный ящик' для граждан) и приспособить к целям экономической политики и глобальной конкуренции (государство - адекватное времени и задачам развития). Наиболее важными компонентами административной реформы становятся: изменение системы и структуры исполнительной власти, новая система выработки и принятия государственных решений, снижение административных издержек, реформа госслужбы.

3. Обеспечение интересов экономики и широкого круга собственни-ков должно базироваться на результатах судебной и правовой реформы, а также создании завершенной, непротиворечивой, стабильной и работоспособной системы национального законодательства (законы должны отвечать на все вопросы, не противоречить друг другу, часто не изменяться, работать будучи принятыми; ограничение надзорных органов и бюрократических барьеров и т.д.). Государственная правовая система должна работать на обеспечение стабильности (борьба с экстремизмом).

4. Региональная политика должна обеспечить четкость и ясность разграничения полномочий между уровнями власти, равенство регионов и граждан (ликвидация системы договоров). При этом очередной целью региональной политики Центра может стать формирование и корректировка региональных экономических режимов в целях обеспечения внешней конкурентоспособности России и увеличения числа собственников, развития социальной базы власти.

5. Внешняя политика государства ориентируется на приоритеты направлений СНГ (коллективная конкурентоспособность на глобальном уровне) и Европы (интеграция в Европу), а также на сохранение глобальной роли России в обеспечении международной безопасности в контексте отношений с США и НАТО.

В целом, Послание Президента Федеральному Собранию 2002 года можно рассматривать как рабочий документ, определяющий текущие ориентиры и цели государственной политики. В.Путин не сфор-мулировал принципиально новых идей и подходов, которые выходили бы за рамки текущей общественной и правительственной дискуссии.

Президенту удалось избежать необходимости четкого выбора стратегического курса развития с вытекающими из подобного выбора жесткими задачами реформы власти, собственной команды, модернизации элиты. Послание не нарушает сложившегося в элите относительно консенсуса и равновесия сил, что позволяет сохранить ориентацию политической системы на стабильность. В то же время, Президент не исключает проведения административной и правительственной реформы уже в ближайшее время. Однако ее результатом вряд ли станет кардинальный пересмотр существующего элитного пакта. Таким образом, все изменения будут носить внутрисистемный характер.

В.Путин не вполне готов принять стратегию либерального рывка и радикализации реформ, которая в настоящее время предлагается ему большинством правящих элитных групп. В то же время, Президент в целом ориентирован на правоцентристский социально-экономиче-ский курс, призванный обеспечить России глобальную конкурентоспособность и формирование в России новой социальной структуры об-щества (средний класс, массовый мелкий и средний собственник, составляющий социальную базу власти, основу стабильности общества).

 Мнения экспертов | О послании президента РФ федеральному собранию

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх