О ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
СОБРАНИЮ
Послание Президента Федеральному Собранию во многом стало
компромиссом между различными группами интересов в окружении
Президента.
В качестве базовых идей послания были обозначены судебная
реформа, программа дебюрократизации и модернизации экономики,
подходы к пенсионной и образовательной реформам, а также к
реформе здравоохранения. В этом же ключе можно рассматривать
и прогнозировавшееся выступление Президента с предложением
по пересмотру параметров бюджетного процесса и выделению 'бюджета
обязательств' и 'бюджета развития'.
Однако в целом, по всем указанным направлениям В.Путин не
сформулировал принципиально новых идей и подходов, которые
выходили бы за рамки текущей общественной и правительственной
дискуссии. Так, например, стратегически наиболее важные задачи
федеративной и административной реформ были обрисованы только
в самых общих чертах. Очевидно, что такая неопределенность
в вопросах реформирования системы власти связана с незавершенностью
политической борьбы в окружении Президента.
В послании не были обозначены стратегические цели развития
страны на долгосрочную и среднесрочную перспективу (до 2004
года). В качестве таковой могли быть обозначены комплексная
административная и управленческая реформа, проводимая в целях
социально-экономической модернизации государства. В результате
тематический контур Послания оказался явно недостаточным со
стратегической точки зрения, в нем не удалось зафиксировать
'идеологию правления' В.Путина.
Необходимо понимать, что сама постановка стратегических задач
оказывается практически невозможной в условиях, когда коалиция
поддерживающих Президента групп влияния представляет собой
разнородный конгломерат различных команд, сформировавшийся
во многом исторически, а не в результате содержательного компромисса
вокруг общих целей и путей их достижения. В результате участники
этой коалиции по-разному видят будущее России и свое место
в этом будущем, неоднородность правящей команды не позволяет
ей сформулировать единую и четкую перспективу развития.
Следует отметить, что Президент в Послании зафиксировал определенное
понимание того, что сама конструкция нынешней политической
системы не позволяет решить задачи модернизации, мобилизации
и накопления ресурсов в национальных интересах, поскольку
построена она на тотальном компромиссе различных групп влияния
между собой.
В этом смысле, очевидно, что задача реформирования системы
власти и обновления самой властной элиты становится одной
из ключевых стратегических задач Президента и ключевым условием
успешности модернизационного курса.
3 апреля 2001 г.