ГРУЗИЯ И ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ
Оценивая события января - июля 1994 г., можно сказать, что
политически оппозиция пока проигрывает нынешнему президенту
Грузии. Военное и экономическое сближение России и Грузии,
введение миротворческих российских войск в зону грузино-абхазского
конфликта явились факторами укрепления положения Шеварднадзе.
В настоящее время центр тяжести в острых отношениях грузинского
президента и парламента перенесен в экономику. Постоянным
нападкам подвергается правительственный хозяйственный курс.
Кроме того, общественное мнение разогревается обвинениями
президента в затягивании процесса возвращения беженцев в Абхазию.
С начала лета грузинская администрация ведет лихорадочный
поиск материальных вливаний в республиканскую экономику. Финансовое
положение очень серьезно. Шеварднадзе прибегает к обещаниям
в расчете на поступления от МВФ. В Париже премьер-министр
Грузии О.Пацация подписал договор с представителем Всемирного
банка о предоставлении 10 млн. долл. для развития грузинской
экономики. Пока это только обещания. Осуществление помощи,
возможно, будет поставлено в зависимость от известной коррекции
внешнеполитического курса Грузии.
Возвращение беженцев, которое началось в июле этого года,
безусловно, придаст новый характер ситуации во всем Кавказском
регионе. Миротворческая миссия России на Кавказе находится
под пристальным вниманием всех населяющих его народов и мирового
сообщества. Впрочем, этот путь преодоления напряженности порождает
массу сложностей политического и технического порядка. Сам
факт возвращения беженцев стал фактором внутриполитической
борьбы в Грузии. Для Тбилиси массовое перемещение беженцев
в места прежнего проживания необходимо: во-первых, для освобождения
от неспокойного и нестабильного элемента; во-вторых, для изменения
этнического состава населения Абхазии; в-третьих, для создания
технических трудностей абхазскому руководству.
Угроза появления в Абхазии сотен тысяч лиц грузинской национальности
вызывает опасения сухумских властей и толкает их на затягивание
процесса возвращения беженцев. Это активно используется грузинской
стороной для обвинения абхазского руководства в нежелании
способствовать мирному урегулированию конфликта. Показателен
тот факт, что мероприятия по упорядочиванию потока "возвращенцев"
пытаются проводить в основном только абхазские власти. Очевидно,
что грузинская сторона рассматривает возвращение беженцев
как некое "мирное наступление" грузин на Абхазию.
В этих условиях становится ясным, почему именно абхазы чаще
первыми нарушали соглашения о прекращении огня. Сухуми не
может допустить прихода в Абхазию такой массы нелояльного
нынешнему режиму населения, тем более при неопределенности
государственного статуса Абхазии. Возвращение беженцев - главный
козырь для абхазских властей в деле оформления суверенитета,
и он будет использоваться всеми силами. Скорее всего, понадобятся
дополнительные соглашения о дозировке возвращающихся.
В вопросе о будущем статусе Абхазии позиции сторон остаются
прежними. Некоторые изменения связаны с сообщениями о том,
что Сухуми выразил готовность рассмотреть условия конфедеративного
устройства.
Позиция российского руководства до сих пор не определена.
Судя по всему, тезис о "территориальной целостности"
Грузии сохраняет доминирующее положение во властных сферах
РФ. На предстоящих переговорах о статусе Абхазии Россия может
выдвинуть положение о своей роли как гаранта сохранения и
развития абхазской государственности.