ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ
В рассматриваемый период произошел ряд кадровых перестановок.
Стоит выделить недавнюю замену глав администраций в Тамбовской
и Сахалинской областях. В Тамбовской области федеральный Центр
в течение ряда лет стремился навязать наиболее консервативной
русской провинции новую элиту и новые порядки. В 1991 г. к
власти здесь пришла администрация Владимира Бабенко, ранее
занимавшего должность главного врача областной больницы. Администрация
области явно склонялась к поддержке демократического движения,
заместителем Бабенко стала Людмила Кудинова, лидер местных
"демократов", мэром Тамбова был назначен также "демократ",
бывший декан исторического факультета пединститута Валерий
Коваль, член РПРФ. В своей деятельности новая элита оказалась
все же достаточно осторожной, понимая пределы возможного.
Но тем не менее столь резкие перемены вызвали противодействие
со стороны облсовета, и конфликт стал перманентным. С другой
стороны, против администрации действовал местный радикальный
"демократ", в то время представитель Президента
в области, Валентин Давитулиани, который сам претендовал на
губернаторское кресло. В итоге - провал на декабрьских выборах
созданного администрацией блока "За обновленную Россию",
добивавшегося избрания в Совет Федерации Бабенко и его первого
заместителя Бетина. Бабенко набрал лишь 25,5% голосов.
В 1995 г. областные законодатели настойчиво пытаются провести
всенародные выборы главы администрации (принималось решение
провести выборы до 28 мая, но его не удалось выполнить из-за
сопротивления Центра). В качестве контрмеры федеральные власти
пошли недавно на замену Бабенко его бывшим первым заместителем
по экономике Олегом Бетиным, который по происхождению ближе
к местным консерваторам (еще в прошлом году был устранен скомпрометировавший
себя представитель Президента). Пока не вполне ясно, устроит
ли Бетин оппонентов, или последними будет избрана тактика
его компрометации и подрыва позиций.
В своей деятельности на посту главы Сахалинской областной
администрации ее прежний руководитель Евгений Краснояров,
подобно своему "прославленному" предшественнику
московскому профессору Валентину Федорову, обнаружил склонность
к социально-экономическому прожектерству, написанию различных
концепций и проектов. Реального улучшения ситуации за этим
не последовало, дополнительных голосов на своем посту Краснояров
не приобрел (на выборах в Совет Федерации получил всего 35,5%).
В этой связи закономерной оказалась недавно произведенная
замена Красноярова на мэра Южно-Сахалинска Игоря Фархутдинова,
которая, правда, не встретила полного согласия среди местных
политиков. О деятельности последнего на посту главы областной
администрации пока судить рано, отметим лишь, что особой популярностью
Фархутдинов не пользовался, а выборы в Совет Федерации в свое
время проиграл.
В Удмуртии произошло дальнейшее укрепление действующего губернатора.
В сложных условиях постоянной борьбы с конкурентами и давления
со стороны хозяйственников в этой республике сформировался
режим Александра Волкова, фигуры, жесткость и решительность
которой вполне адекватна непростои ситуации, о своей деятельности
на прежнем посту премьер-министра республики ему удалось оттеснить
на второй план руководство Верховного Совета Удмуртии во главе
с Валентином Тубыловым (что нехарактерно для подавляющего
большинства российских республик, кроме Карачаево-Черкесии).
Причиной тому стали не только личные качества Волкова, но
и его опора на часть местной экономической элиты, связанной
с городской промышленностью, в первую очередь -со строительством
и ВПК (для нее русский управленец Волков был намного ближе
удмурта Тубылова, опирающегося на сельские районы и партноменклатуру;
для справки: по переписи 1989 г. русские составляли 58,9%
населения республики, удмурты - 30,9 /о. Политическим лидером
Волкова сделала ФПГ "Уральские заводы", крупнейший
центр силы в Удмуртии.
В последние годы Волков постоянно предлагал ввести в республике
пост президента, справедливо оценивая свои шансы как наибольшие.
Отметим, что на выборах в Совет Федерации глава республиканского
Совмина получил более 60 /о голосов избирателей. В то же время
надо иметь в виду, что он не сумел подчинить себе экономическую
элиту Удмуртии и в результате оказался во многом зависимой
фигурой, к тому же испытывающей напор конкурентов.
По итогам апрельских выборов Волков возглавил Государственный
совет, победив Тубылова с небольшим перевесом. Зная политический
потенциал Волкова и особенности новой системы власти в Удмуртии,
можно предположить, что с его перемещением в кресло председателя
Госсовета именно эта должность станет равнозначной посту главы
республики.
В контексте укрепления власти нынешнего лидера следует расценивать
события и в Карачаево-Черкесии. После многомесячного конфликта,
в ходе которого представители русских, черкесов, абазин и
ногайцев выступали против Владимира Хубиева, а парламент никак
не мог учредить новую систему власти в республике, проблема,
похоже, разрешилась в пользу Хубиева. В результате длительных
консультаций под патронажем С.Филатова для многонациональной
Карачаево-Черкесии было принято беспрецедентное решение: возглавлять
ее будет глава республики, назначаемый Президентом России
по согласованию с местным парламентом. Наибольшие шансы имеет
Хубиев, который вначале выступал против изменений в системе
власти (он в ранге премьер-министра считался первым лицом
в республике), но затем согласился на компромисс, полагая
свои шансы наибольшими (тем более что в новом парламенте скорее
всего будет преобладать "партия власти", других
конкурентоспособных сил кроме коммунистов в республике нет).
Во многих регионах продолжается борьба за власть, вызванная
ослаблением позиций нынешних лидеров и усиливающимся напором
контрэлит. Ярким примером является уже упоминавшееся противостояние
Росселя и Страхова в Свердловской области.
Растет давление и на главу администрации Брянской области
Владимира Карпова. Лидеры 16 местных политических организаций
направили в начале июня письмо Президенту России с просьбой
освободить Карпова от занимаемой должности в связи с его некомпетентностью
и развалом экономики области. Тем самым сохраняется конфронтация
местных консервативных кругов и демократа Карпова, назначенного
главой администрации после смещения в ходе октябрьских событий
1993 г. Юрия Лодкина (всенародно избран в апреле 1993 г.,
состоит в рядах КПРФ, является членом Совета Федерации в отличие
от проигравшего на декабрьских выборах Карпова). Лодкин настойчиво
напоминает о своих правах, считая свое увольнение незаконным.
По последним сведениям, снятие Карпова с должности стало возможным,
но новое назначение будет произведено указом Президента без
учета апелляций Лодкина.
Обострился конфликт администрации и местных консерваторов
и в Воронежской области. Здесь он был спровоцирован главой
администрации Александром Ковалевым и представителем Президента
Борисом Кузнецовым, которые в конце марта направили федеральным
властям письмо с просьбой не назначать в Российское космическое
агентство известного местного оппозиционера, бывшего директора
Воронежского механического завода Георгия Костина (уволен
в октябре 1993 г.). Костин в этой ситуации решил защищаться
в суде.
В Калмыкии также активизировалась местная контрэлита: формируется
оппозиция президенту Кирсану Илюмжинову, предвыборные обещания
которого так и остались обещаниями. Она связана со старой
партноменклатурои, которая была оттеснена от власти молодым
бизнесменом. В конце февраля на политической сцене республики
появилась Народная партия Калмыкии, заявившая о своей оппозиционности
курсу Илюмжинова. В апреле эта партия подала заявку на регистрацию.
К ней, по всей видимости, примыкают круги прежней партхозноменклатуры,
потерпевшей сокрушительное поражение на президентских выборах
в апреле 1993 г. (ее кандидат Владимир Бамбаев набрал только
1,6% голосов). Интересно, что в качестве одного из лидеров
Народной партии Калмыкии может выступить депутат Государственной
Думы Бембя Хулхачиев, шедший на декабрьских выборах в одном
блоке с Илюмжиновым, а ныне ставший одним из инициаторов создания
депутатской фракции "Стабильность". На этом фоне
Илюмжинов пытается ужесточить свою политику, в апреле он распустил
республиканское правительство.
Относительно новым явлением стали внутрирегиональные конфликты.
Администрация Красноярского края (Валерий Зубов) в апреле
жестко пресекла попытки "норильского сепаратизма".
Прежний мэр Норильска Василий Ткачев ратовал за переподчинение
города Таймырскому округу (на территории которого собственно
и расположен Норильск) или напрямую Москве (Норильск ныне
подчиняется Красноярску). Поддержку Ткачеву оказывала ключевая
фигура местной политики, президент крупнейшего в мире АО "Норильский
никель" и член Совета Федерации Анатолий Филатов. Конфликт
Красноярска и Норильска на деле был соперничеством между Зубовым
и Филатовым. Красноярской администрации удалось поставить
ситуацию под контроль и сохранить Норильск в своем прямом
подчинении, за что выступает и новый мэр города Анатолий Попов.
В условиях, когда большинство норильчан волнуют совершенно
иные проблемы, все попытки Ткачева привлечь симпатии избирателей,
выразившиеся, в частности, в создании "Объединенного
демократического центра", оказались тщетными.
В ряде регионов в рассматриваемый период продолжалось формирование
местных органов законодательной власти. Прошли парламентские
выборы в Татарии, Башкирии, Дагестане, Якутии, Северной Осетии
(второй тур 22 апреля), Карачаево-Черкесии (10 июня). Законодательное
собрание Санкт-Петербурга, функционирующее с конца прошлого
года, до сих пор не может избрать пять заместителей своего
председателя, не говоря уже о решениях по городскому бюджету.
После трех месяцев скандалов депутаты в начале апреля избрали
двух вице-спикеров.
В тех русских регионах, где местная администрация недостаточно
сильна, формируется ее компромиссный симбиоз с думой, в которой
большинство составляют представители оппозиционных политических
партии. 1 акая ситуация складывается в Камчатской области,
которую возглавляет Владимир Бирюков. Здесь начал работу местный
орган представительной власти, в котором преобладают коммунисты
(местное движение "Товарищ") и члены ЛДПР. В апреле
коммунисты заняли ключевые позиции во главе думских комитетов.