ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА
Восстановление и развитие связей со странами Ближнего и Среднего
Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона стало предметом особого
внимания российской дипломатии. Это связано с необходимостью
укрепить позиции в этих регионах на фоне надвигающихся 'заморозков'
на Западе и реагировать на ряд вызовов с Востока.
В сентябре в центре внимания находился кризис, связанный
с событиями на севере Ирака и карательными акциями США против
Багдада. Военная акция США вызвала противоречивую реакцию
среди союзников Вашингтона. Если большинство все же выразило
поддержку, то Франция предпочла открыто дистанцироваться.
При обсуждении сложившейся ситуации в Совете Безопасности
ООН Россия и Китай воспрепятствовали принятию проекта резолюции,
предложенной Великобританией и содержавшей одностороннее осуждение
действий Багдада.
Россия весьма заинтересована в возобновлении сотрудничества
с Ираком и снятии с него санкций, во-первых, ввиду необходимости
возвращения иракских долгов, во-вторых, чтобы дать своим нефтяным
компаниям возможность реализации многомиллиардных сделок.
Действия Москвы на данном направлении свидетельствуют о том,
что она способна оказать противодействие тем кругам на Западе,
которые хотят использовать нашу страну в качестве антиисламского
щита.
Наиболее серьезным вызовом безопасности России и центральноазиатских
стран СНГ стали события в Афганистане - захват Кабула отрядами
движения 'Талибан' и их продвижение на север страны. США,
хоть и не признали новый режим официально, не скрывают, что
делают ставку именно на талибов. Нефтяные компании 'Юнокал'
и 'Дельта ойл' собираются построить проходящий через афганскую
территорию газопровод из Туркменистана в Пакистан с выходом
к Аравийскому морю. Разумеется, этот проект стоимостью в 2
млрд. долл. может быть реализован только после установления
стабильной власти в Афганистане, пусть даже это будет не вызывающий
особых симпатий 'Талибан'. По некоторым данным, талибы дали
гарантии безопасности в отношении газопровода.
Ситуация в Афганистане не может не беспокоить как государства
Центральной Азии, так и Россию. Российская 201-я МСД и наши
пограничники практически в одиночку защищают Таджикистан.
В начале октября в Ташкенте по инициативе Президента РФ состоялась
встреча лидеров Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана,
на которой присутствовал российский премьер-министр. Участники
согласились принять соответствующие меры, если талибы будут
угрожать южным границам СНГ. Но вряд ли центральноазиатские
страны СНГ готовы оказать существенную помощь России в охране
таджикско-афганской границы, ведь направление туда по одному
батальону от каждой из них не решает проблемы.
На фоне очередного обострения (с конца сентября) кризиса
на Ближнем Востоке, связанного с открытием туннеля в Иерусалиме,
активизировалась ближневосточная дипломатия России. С 28 октября
по 4 ноября министр иностранных дел РФ Е.Примаков совершил
турне по ряду стран. Он провел переговоры в Сирии, Ливане,
Египте, Израиле, палестинской автономии и Иордании. В столицах
арабских государств Е.Примаков обсуждал меры, которые могли
бы продвинуть застопорившийся процесс урегулирования в регионе,
критиковал правительство Б.Нетаньяху за отход от принципа
'мир в обмен на землю'.
Находясь в Израиле, Е.Примаков подчеркнул, что заявка Москвы
на более значимую роль в ближневосточном процессе, в том числе
непосредственно в израильско-палестинских переговорах, не
означает, что она 'пытается занять место Соединенных Штатов',
но лучше, когда 'участвуют многие, а не один посредник'. Тель-Авив,
в свою очередь, признает за Россией ключевую роль в рамках
многосторонних мирных переговоров, начатых пять лет назад
на Мадридской конференции, но при этом отклоняет попытки РФ
(как и ЕС) выступить в качестве посредника в урегулировании
палестино-израильских противоречий. Им вообще блокируется
непосредственную вовлеченность в двусторонние переговоры с
арабскими странами кого бы то ни было, кроме США, так как
только Вашингтон, по его мнению, подходит для этой роли. Некоторые
наблюдатели считают, в этом турне апробировался обновленный
вариант стратегии России в отношении Ближнего Востока (его
окрестили 'доктриной Примакова'), не требующий больших затрат
и не связанный с серьезным политическим риском, предусматривающий
укрепление российского влияния за счет успешного посредничества
и примирения там, где это не удается сделать США.
В середине ноября Е.Примаков совершил поездку в Туркменистан,
Монголию, Японию и Китай. В Ашхабаде он принял участие во
встрече представителей пяти государств бассейна Каспийского
моря - России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана,
призванной обсудить статус Каспийского моря. В Токио Е.Примаков
официально предложил Японии рассмотреть возможность совместной
экономической деятельности на Южных Курилах. Сенсация заключается
именно в том, что японская сторона согласилась изучить этот
вариант, ведь раньше она категорически отказывалась говорить
о какой-либо совместной деятельности без признания Москвой
прав Японии на данные территории.
Во время пребывания российского министра в Пекине стороны
договорились сделать все возможное для урегулирования пограничных
вопросов, включая демаркацию границы, сокращение вооруженных
сил в приграничной зоне. Попытки России установить 'стратегическое
партнерство' с Китаем предпринимаются на фоне небывалой активности
американской дипломатии в отношении Китая, отмеченной в течение
ноября целом рядом встреч на разных уровнях (в том числе и
на высшем). Несмотря на сохраняющиеся серьезные противоречия,
американское руководство после периода затяжных конфликтов
явно взяло курс на улучшение американо-китайских отношений.
Смягчение американской линии ориентировано на придание динамизма
двусторонним связям на высшем уровне, чтобы, во-первых, повысить
возможности маневра американской дипломатии в треугольнике
США-Китай-Россия и, во-вторых, не остаться в стороне от дележа
китайского рынка.
Российско-китайский диалог продолжился в конце декабря во
время визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна и его
встречи с Б.Ельциным. На встрече, а также на переговорах с
В.Черномырдиным был сделан шаг к провозглашению 'стратегического
партнерства'. Переговоры были несколько омрачены состоявшимся
незадолго до того выступлением министра обороны РФ И.Родионова,
зачислившего КНР в ряд стран, представляющих военную угрозу
для России. Несвоевременная констатация очевидного, разумеется,
не помешала в числе других соглашений достичь договоренности
о поставках Китаю самолетов Су-27. В 1997 г. будут завершены
все демаркационные работы на российско-китайской границе.
В то же время, на какой-либо альянс, способный обострить китайско-американские
отношения, Пекин, конечно, не пойдет.
Конец декабря 1996 г. ознаменовался продолжением диалога
с еще одним возможным 'стратегическим партнером' России. Е.Примаков
посетил Тегеран. Стороны договорились создать совместную комиссию
для урегулирования ситуации в горячих точках в регионах Кавказа,
Центральной Азии и Ближнего Востока. Заявление российского
министра о том, что Иран должен занять подобающее ему место
в мировом сообществе, его критика иностранного военного присутствия
в Персидском заливе подчеркивают серьезность намерений Москвы
в отношении этой страны, которые уже подтверждены, в частности,
сделкой по продаже ядерных реакторов для атомной электростанции
в Бушире и демонстративным игнорированием американского нажима.
Не следует, впрочем, забывать о стратегических интересах
Ирана в бывших советских центральноазиатских и закавказских
республиках. Его готовность решать их транспортные проблемы
лишает Россию одного из важнейших инструментов влияния на
эти страны.