СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
                  Истекшие после президентских выборов месяцы ознаменовались 
                    дальнейшим ухудшением положения дел во всех сферах - экономике, 
                    политике, социальных отношениях. По-видимому, можно говорить 
                    о том, что кризис, охвативший Россию в процессе межсистемной 
                    трансформации, вступил в некую новую фазу. Ее отличительной 
                    чертой является постепенное исчерпание ресурсов для сохранения 
                    сложившейся в годы реформ общественной модели, ставшей во 
                    многом продуктом стихийного распада прежней коммунистической 
                    системы. Данная модель, основанная на консервации экспортно-сырьевой 
                    ориентации экономики, сверхмонополизме, бюрократическом рынке, 
                    олигархическом принципе управления страной, во второй половине 
                    1996 г. не только отчетливо продемонстрировала свое несоответствие 
                    ожиданиям и надеждам населения, но и показала, что ее способность 
                    к самовоспроизводству, самосохранению вовсе не является такой 
                    значительной, как это казалось совсем недавно. 
                  Между тем, сразу после президентских выборов в России возникла 
                    благоприятная ситуация для осуществления серьезного поворота 
                    в социально-экономической политике и модернизации существующей 
                    системы властных отношений, механизмов принятия важнейших 
                    решений. Теоретически изменения должны были быть нацелены 
                    на придание курсу реформ большей социальной направленности, 
                    на ужесточение борьбы с тотальной криминализацией страны, 
                    на обеспечение эффективности работы властных институтов, усиление 
                    их способности к реагированию на вызовы времени и учету интересов 
                    более широкого спектра социальных групп и слоев. Возможность 
                    подобной альтернативы обусловливалась следующими объективными 
                    факторами: 
                  - Б.Ельцин получил весомый мандат доверия. Во втором туре 
                    за него проголосовали 54% избирателей;
                  - в ходе предвыборного марафона был достигнут высокий уровень 
                    консолидации элиты, что создавало необходимые предпосылки 
                    для проведения целенаправленной инициативной политики и повышения 
                    эффективности оперативного управления страной; 
                  - на президентских выборах подавляющее большинство граждан, 
                    проголосовавших за Б.Ельцина, фактически высказалось за внесение 
                    серьезных коррективов в стратегию преобразований, рассчитывая 
                    прежде всего на улучшение своего материального положения и 
                    наведение элементарного порядка в стране. 
                  Но для коренного поворота требовались и субъективные факторы. 
                    К их числу нужно отнести осознание элитой ответственности 
                    перед страной, ее умение в решающие моменты подчинить клановые 
                    и узкогрупповые интересы общенациональным, стремление наладить 
                    диалог с обществом в целях выработки на основе взаимных уступок 
                    и компромиссов приемлемого для большинства социальных субъектов 
                    варианта дальнейшего развития страны. 
                   
                  Однако поствыборная ситуация в России характеризовалась как 
                    раз отсутствием зрелого субъективного фактора. Радикальная 
                    трансформация политического курса не входила в истинные намерения 
                    российской элиты, не желавшей расставаться с обретенными неограниченными 
                    возможностями и привилегиями. Полученный Б.Ельциным мандат 
                    доверия на управление страной она попыталась использовать 
                    в первую очередь для консервации сложившейся социальной системы 
                    и закрепления своего лидирующего положения в обществе. Подобная 
                    тенденция отчетливо проявилась уже в августе. Новое правительство 
                    страны было сформировано не под реализацию некой программы 
                    действий, не по профессиональному принципу, а на основе старых 
                    подходов, руководствуясь соображениями соблюдения баланса 
                    лоббистских интересов различных отраслевых и финансовых групп. 
                    Были отложены в долгий ящик широко обсуждавшиеся в ходе президентской 
                    кампании планы проведения конституционной реформы, нацеленной 
                    на изменение структуры федеральной власти в направлении большей 
                    сбалансированности между ее ветвями. И, наконец, обновленное 
                    правительство В.Черномырдина, приступившее в августе к заключительному 
                    этапу подготовки проекта бюджета страны на 1997 г., не стало 
                    'изобретать велосипед' и сохранило основные параметры прежнего 
                    умеренно-реформаторского курса. Планы исполнительной власти 
                    опирались на официальные прогнозы социально-экономического 
                    развития страны, согласно которым реализация двух важнейших 
                    условий - сохранение в Кремле в результате выборов президента-реформатора 
                    Б.Ельцина и значительное снижение инфляции (к лету в этом 
                    направлении были достигнуты значительные успехи) - создавала 
                    необходимые предпосылки для начала инвестиционного бума в 
                    российской экономике. Но очень скоро стало очевидно, что никакого 
                    притока инвестиций не будет. Наоборот, политике сохранения 
                    status quo были брошены весьма серьезные вызовы.