РОССИЯ - ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
К важным событиям в российской внешней политике на западном
направлении следует отнести инициативу проведения регулярных
саммитов Россия-Германия-Франция, которую объявил Президент
Б.Ельцин, выступая 11 октября на второй по счету встрече лидеров
государств-участников Совета Европы в Страсбурге. Договоренность
о создании такого трехстороннего механизма координации является
успехом российской дипломатии, ведь ось Париж-Бонн - общепризнанный
'локомотив' интеграции в Европе, и подключение к ней может
повысить роль России в европейских делах, особенно учитывая,
что у нее крайне ограничены возможности сдерживать геополитическую
экспансию западных структур безопасности. Для Германии и Франции
механизм более тесного сотрудничества с Москвой выгоден с
точки зрения уравновешивания американского влияния.
Если США отреагировали на страсбургскую инициативу, по крайней
мере, на официальном уровне, позитивно, расценив ее как шаг
к интеграции России и Запада, то у малых и средних государств
Европы, особенно тех, что ориентируются на США и обеспокоены
доминированием Германии и Франции в ЕС, она вызвала настороженное,
если не негативное отношение. Особую нервозность и озабоченность
совместная российско-французско-немецкая инициатива породила
в Польше, ведь она может девальвировать значение 'Веймарского
треугольника', неформальной структуры польско-германо-французских
консультаций.
Выдвигая идею подписания 'Европейской хартии безопасности',
общей для всех европейских стран, и создания Европы, свободной
от американского доминирования, выстраивая треугольник Россия-Германия-Франция,
Москва пытается перехватить политическую инициативу у НАТО,
подготовить плацдарм для противодействия продвижению альянса
на постсоветское пространство (Прибалтику и Украину), используя
противоречия внутри организации и нюансы в подходах ее отдельных
членов. Таким образом, в Страсбурге Россия постаралась оживить
идею 'европеизации европейской политики' в противовес созданию
натоцентристской архитектуры безопасности в Европе.