Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1999_12_balkan.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:11:14 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1999 г. ? 12 | Международное положение Росcии | Основные тенденции | Балканы

БАЛКАНЫ

На переговорах в Москве 4-5 июля между РФ и НАТО были в основном согласованы вопросы, неурегулированность которых препятствовала развертыванию российского контингента в Косово. Однако Москве не удалось добиться от альянса согласия на предложенную ею более удобную конфигурацию своего военного присутствия в крае. Только после достижения московской договоренности Россия получила воздушный коридор для пролета своих транспортных самолетов в Косово, который до этого был перекрыт сателлитами НАТО - Венгрией, Болгарией и Румынией. Таким образом НАТО давала понять, что миротворческая операция на Балканах будет и далее проводиться на ее условиях.

Однако уже первый этап операции сил КФОР показал, что они не спо-собны гарантировать безопасность всех этнических общин края и предотвратить изгнание сербского и другого неалбанского населения из Косово. Запад этому особенно и не сопротивлялся, видя главную задачу в обо-соблении края от остальной части Югославии. Поэтому уже не вызывало удивления решение главы администрации ООН в Косово Б.Кушнера узаконить вытеснение югославского динара немецкой маркой и американским долларом.

Пакт стабильности для ЮВЕ. На конференции с участием лидеров почти 40 стран мира, которая прошла в Сараево 30 июля, был принят Пакт стабильности для Юго-Вос-точной Европы, инициированный Западом. Россию представлял тогдашний премьер-ми-нистр С.Степашин. Принятый документ содержит свод правил и норм демократического устройства, соблюдения прав человека и национальных меньшинств, принципов рыночной экономики, которым должны следовать государства региона. Страны-доноры обещали оказывать содействие, но принятый документ, напоминающий собой 'План Маршалла для Балкан', не содержит конкретных финансовых обязательств с их стороны.

Экономические потери СРЮ от войны оказались очень серьезными. После бомбарди-ровок НАТО югославская промышленность едва дотягивает до 20% от уровня 1989 года. По расчетам независимых югославских экспертов ('Группы 17-ти'), суммарный урон достигает 29,6 млрд. долл., и еще 29 млрд. долл. потребуется на восстановление в ближайшие пять лет. В результате разрушений экономической инфраструктуры и промышленности страны ВВП Югославии и доходы на душу населения сократился в 1999 году на 40,7%, выпуск промышленной продукции уменьшился на 44,4%.

Первоочередные потребности региона оцениваются западными экспертами в 30-40 млрд. долл. ЕС объявил о выделении 500 млн. евро (510 млн. долл.), Всемирный банк собирается выделить 60 млн. долл. Япония увеличивает свой взнос на помощь Косово с 200 до 300 млн. долл. США сначала хотели свести свой финансовый вклад к минимуму, переложив основ-ное бремя на европейских союзников, но итоге решили выделить 500 млн. долл. на эко-но-мическую помощь Балканам. Запад, проводя курс на международную изоляцию Югославии, заявил, что помощь этой балканской стране в послевоенном восстановлении не будет оказываться, пока у власти находится С.Милошевич. Вопрос о смене режима в Белграде стал в послевоенной балканской политике Запада одним из главных, поскольку ясно, что без СРЮ трудно добиться долгосрочной стабильности в регионе. Россия поддержала 'Балканский пакт', подписав его в Сараево, но не согласилась с позицией Запада, который увязывает предоставление помощи СРЮ с уходом в отставку югославского президента. Она заблокировала внесение в декларацию конференции положений, критикующих югослав-ского президента, которые были заменены на призыв к демократическим реформам в Сер-бии.

Россия присоединилась к Пакту стабильности не только для закрепления своего поли-тического присутствия в регионе, участвуя на равных в балканском урегулировании. Не ме-нее очевидно стремление Москвы побороться за свои экономические интересы, связанные с послевоенной реконструкцией экономики балканского региона. Однако едва ли Россия может всерьез рассчитывать на то, чтобы приобщиться к финансовому потоку, который пойдет с Запада на Балканы в виде программ помощи и инвестиций на восстановление. После обострения отношений с Западом из-за событий в Чечне эта возможность вообще стала призрачной. Показательным здесь является то, что к участию в тендерах, объявленных Евросоюзом (а он берет на себя две трети всех затрат по восстановлению на Балканах), были допущены только компании из стран ЕС или тех государств, которые входят в круг кандидатов на вступление в ЕС, а российским фирмам было отказано в праве подавать заявки на получение контрактов по этим программам ЕС.

РФ предоставила СРЮ кредит в 150 млн. долл., чтобы помочь в восстановлении ее экономики. За счет этого кредита будут оплачиваться поставки различного оборудования, произведенного в России. Речь идет прежде всего об энергетическом оборудовании. Российские компании выступают головными подрядчиками в реконструкции разрушенных мостов - только через Дунай выведены из строя 50% железнодорожных и 70% автомобильных мостов. Но Москва, конечно, не в состоянии своими силами улучшить экономическое положение в СРЮ.

США пытаются сплотить сербскую оппозицию вокруг идеи проведения скорейших президентских выборов. 3 ноября в Вашингтоне состоялась встреча М.Олбрайт с лидерами сербской оппозиции, которые входят в 'Союз за перемены'. Однако в условиях внутренней слабости и раскола югославской оппозиции Запад все больше делает ставку на нынешних лидеров Черногории, прежде всего на ее президента М.Джукановича (он был допущен к участию в саммите в Сараево). Подгорица потребовала от Белграда установления полного равноправия между югославскими республиками по всем конституционным вопросам. В ходе официального визита в США по приглашению М.Олбрайт М.Джукано-вич провел переговоры со всеми ключевыми фигурами в правительстве и конгрессе. Столь широкий диапазон его контактов подчеркивает то значение, которое США придают Подгорице в попытках повлиять на ситуацию в Югославии. М.Олбрайт на встрече с М.Джукановичем 4 ноября в Вашингтоне подчеркнула, что США имеют важные интересы на Балканах, и в сферу этих интересов входит безопасность Черногории. Запад предостерег С.Мило-шевича, что НАТО не останется в стороне, если Белград попытается спровоцировать конфликт в Черногории или предпримет силовые акции против ее законных властей. Угроза выхода Черногории из состава Югославии используется Западом для того, чтобы свалить режим С.Милоше-ви-ча.

Понимая намерение Запада разыграть 'черногорскую карту', Россия предпринимает активные дипломатические шаги, чтобы смягчить разногласия между Белградом и Подгорицей. Усилия Москвы не проходят даром - в последнее время Черногория уже не настаивает на немедленном рассмотрении вопроса о своем статусе и не форсирует подготовку к проведению референдума о независимости. 1-2 августа президент М.Джуканович посетил Москву с двухдневным рабочим визитом. Он провел переговоры с тогдашним премьер-министром С.Степашиным, министром иностранных дел И.Ивановым, мэром Москвы Ю.Лужковым и другими российскими политиками. Обсуждались ситуация в Юго-славии, помощь РФ в восстановлении страны, вопросы сотрудничества Москвы и Под-горицы. Руководство Черногории готово вернуться к вопросу о статусе республики позднее, когда разрядится атмосфера в отношениях между Подгорицей и Белградом, но продолжает считать, что союзное государство сможет сохраниться, только если отношения между ними будут строиться на новой основе. Хотя Черногория не без влияния России несколько умерила радикализм своих требований к Белграду по переустройству Югославии, это смягчение ее позиции не отменяет общей ориентации Подгорицы на вхождение в ЕС и интеграцию в евроатлантические структуры.

России не удалось доказать Западу, что исключение Югославии из региональной программы восстановления создаст преграды для долговременного урегулирования на Балканах, сделает ситуацию в этой стране еще менее предсказуемой. Однако она все-таки еще не исчерпала весь запас аргументов, чтобы убедить Запад в недальновидности изъятия Югославии из стратегии реконструкции экономики региона. Изоляция СРЮ противоречит целям долгосрочной стабилизации Балкан, в которой заинтересован и сам Запад. Несмотря на особенности балканской ситуации опыт послевоенного примирения Франции и Германии применим и к ней. И здесь интеграция экономических интересов Югославии и некоторых республик бывшей СФРЮ может впоследствии привести к формированию коллективных механизмов поддержания безопасности. Однако, близорукая, на первый взгляд, позиция Запада имеет под собой скрытую рациональную основу - наличие угрозы реванша со стороны униженной Югославии гарантирует заинтересованность стран региона в сохранении массирован-но-го военного присутствия НАТО.

Впрочем, Запад не всегда может добиться единства своих рядов перед лицом кризисов на Балканах. Поведение Греции во время войны НАТО против Югославии привело Вашингтон к понимаю необходимости укрепить 'слабое звено' альянса. Именно Афины были наибольшим оппозиционером в НАТО в вопросе о применении силы против СРЮ. И хотя они не стали нарушать союзническую солидарность при принятии решения о развертывании боевых действий, но полностью самоустранились от участия в них и не переставали призывать альянс к скорейшему прекращению войны. После балканской кампании США вынуждены предпринимать немалые усилия в попытках 'зацементировать' трещину, возникшую в их отношениях с Грецией из-за агрессии НАТО против СРЮ. Эту цель преследовал министр обороны США У.Коэн во время своего визита в Афины в июле. Однако на этих переговорах Афины не изменили своей позиции и подтвердили, что и в будущем Греция не будет участвовать в каких-либо силовых операциях НАТО в Косово.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1999 г. ? 12 | Международное положение Росcии | Основные тенденции | Балканы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх