БАЛКАНЫ
На переговорах в Москве 4-5 июля между РФ и НАТО были в основном
согласованы вопросы, неурегулированность которых препятствовала
развертыванию российского контингента в Косово. Однако Москве
не удалось добиться от альянса согласия на предложенную ею более
удобную конфигурацию своего военного присутствия в крае. Только
после достижения московской договоренности Россия получила воздушный
коридор для пролета своих транспортных самолетов в Косово, который
до этого был перекрыт сателлитами НАТО - Венгрией, Болгарией
и Румынией. Таким образом НАТО давала понять, что миротворческая
операция на Балканах будет и далее проводиться на ее условиях.
Однако уже первый этап операции сил КФОР показал, что они
не спо-собны гарантировать безопасность всех этнических общин
края и предотвратить изгнание сербского и другого неалбанского
населения из Косово. Запад этому особенно и не сопротивлялся,
видя главную задачу в обо-соблении края от остальной части
Югославии. Поэтому уже не вызывало удивления решение главы
администрации ООН в Косово Б.Кушнера узаконить вытеснение
югославского динара немецкой маркой и американским долларом.
Пакт стабильности для ЮВЕ. На конференции с участием лидеров
почти 40 стран мира, которая прошла в Сараево 30 июля, был
принят Пакт стабильности для Юго-Вос-точной Европы, инициированный
Западом. Россию представлял тогдашний премьер-ми-нистр С.Степашин.
Принятый документ содержит свод правил и норм демократического
устройства, соблюдения прав человека и национальных меньшинств,
принципов рыночной экономики, которым должны следовать государства
региона. Страны-доноры обещали оказывать содействие, но принятый
документ, напоминающий собой 'План Маршалла для Балкан', не
содержит конкретных финансовых обязательств с их стороны.
Экономические потери СРЮ от войны оказались очень серьезными.
После бомбарди-ровок НАТО югославская промышленность едва
дотягивает до 20% от уровня 1989 года. По расчетам независимых
югославских экспертов ('Группы 17-ти'), суммарный урон достигает
29,6 млрд. долл., и еще 29 млрд. долл. потребуется на восстановление
в ближайшие пять лет. В результате разрушений экономической
инфраструктуры и промышленности страны ВВП Югославии и доходы
на душу населения сократился в 1999 году на 40,7%, выпуск
промышленной продукции уменьшился на 44,4%.
Первоочередные потребности региона оцениваются западными
экспертами в 30-40 млрд. долл. ЕС объявил о выделении 500
млн. евро (510 млн. долл.), Всемирный банк собирается выделить
60 млн. долл. Япония увеличивает свой взнос на помощь Косово
с 200 до 300 млн. долл. США сначала хотели свести свой финансовый
вклад к минимуму, переложив основ-ное бремя на европейских
союзников, но итоге решили выделить 500 млн. долл. на эко-но-мическую
помощь Балканам. Запад, проводя курс на международную изоляцию
Югославии, заявил, что помощь этой балканской стране в послевоенном
восстановлении не будет оказываться, пока у власти находится
С.Милошевич. Вопрос о смене режима в Белграде стал в послевоенной
балканской политике Запада одним из главных, поскольку ясно,
что без СРЮ трудно добиться долгосрочной стабильности в регионе.
Россия поддержала 'Балканский пакт', подписав его в Сараево,
но не согласилась с позицией Запада, который увязывает предоставление
помощи СРЮ с уходом в отставку югославского президента. Она
заблокировала внесение в декларацию конференции положений,
критикующих югослав-ского президента, которые были заменены
на призыв к демократическим реформам в Сер-бии.
Россия присоединилась к Пакту стабильности не только для
закрепления своего поли-тического присутствия в регионе, участвуя
на равных в балканском урегулировании. Не ме-нее очевидно
стремление Москвы побороться за свои экономические интересы,
связанные с послевоенной реконструкцией экономики балканского
региона. Однако едва ли Россия может всерьез рассчитывать
на то, чтобы приобщиться к финансовому потоку, который пойдет
с Запада на Балканы в виде программ помощи и инвестиций на
восстановление. После обострения отношений с Западом из-за
событий в Чечне эта возможность вообще стала призрачной. Показательным
здесь является то, что к участию в тендерах, объявленных Евросоюзом
(а он берет на себя две трети всех затрат по восстановлению
на Балканах), были допущены только компании из стран ЕС или
тех государств, которые входят в круг кандидатов на вступление
в ЕС, а российским фирмам было отказано в праве подавать заявки
на получение контрактов по этим программам ЕС.
РФ предоставила СРЮ кредит в 150 млн. долл., чтобы помочь
в восстановлении ее экономики. За счет этого кредита будут
оплачиваться поставки различного оборудования, произведенного
в России. Речь идет прежде всего об энергетическом оборудовании.
Российские компании выступают головными подрядчиками в реконструкции
разрушенных мостов - только через Дунай выведены из строя
50% железнодорожных и 70% автомобильных мостов. Но Москва,
конечно, не в состоянии своими силами улучшить экономическое
положение в СРЮ.
США пытаются сплотить сербскую оппозицию вокруг идеи проведения
скорейших президентских выборов. 3 ноября в Вашингтоне состоялась
встреча М.Олбрайт с лидерами сербской оппозиции, которые входят
в 'Союз за перемены'. Однако в условиях внутренней слабости
и раскола югославской оппозиции Запад все больше делает ставку
на нынешних лидеров Черногории, прежде всего на ее президента
М.Джукановича (он был допущен к участию в саммите в Сараево).
Подгорица потребовала от Белграда установления полного равноправия
между югославскими республиками по всем конституционным вопросам.
В ходе официального визита в США по приглашению М.Олбрайт
М.Джукано-вич провел переговоры со всеми ключевыми фигурами
в правительстве и конгрессе. Столь широкий диапазон его контактов
подчеркивает то значение, которое США придают Подгорице в
попытках повлиять на ситуацию в Югославии. М.Олбрайт на встрече
с М.Джукановичем 4 ноября в Вашингтоне подчеркнула, что США
имеют важные интересы на Балканах, и в сферу этих интересов
входит безопасность Черногории. Запад предостерег С.Мило-шевича,
что НАТО не останется в стороне, если Белград попытается спровоцировать
конфликт в Черногории или предпримет силовые акции против
ее законных властей. Угроза выхода Черногории из состава Югославии
используется Западом для того, чтобы свалить режим С.Милоше-ви-ча.
Понимая намерение Запада разыграть 'черногорскую карту',
Россия предпринимает активные дипломатические шаги, чтобы
смягчить разногласия между Белградом и Подгорицей. Усилия
Москвы не проходят даром - в последнее время Черногория уже
не настаивает на немедленном рассмотрении вопроса о своем
статусе и не форсирует подготовку к проведению референдума
о независимости. 1-2 августа президент М.Джуканович посетил
Москву с двухдневным рабочим визитом. Он провел переговоры
с тогдашним премьер-министром С.Степашиным, министром иностранных
дел И.Ивановым, мэром Москвы Ю.Лужковым и другими российскими
политиками. Обсуждались ситуация в Юго-славии, помощь РФ в
восстановлении страны, вопросы сотрудничества Москвы и Под-горицы.
Руководство Черногории готово вернуться к вопросу о статусе
республики позднее, когда разрядится атмосфера в отношениях
между Подгорицей и Белградом, но продолжает считать, что союзное
государство сможет сохраниться, только если отношения между
ними будут строиться на новой основе. Хотя Черногория не без
влияния России несколько умерила радикализм своих требований
к Белграду по переустройству Югославии, это смягчение ее позиции
не отменяет общей ориентации Подгорицы на вхождение в ЕС и
интеграцию в евроатлантические структуры.
России не удалось доказать Западу, что исключение Югославии
из региональной программы восстановления создаст преграды
для долговременного урегулирования на Балканах, сделает ситуацию
в этой стране еще менее предсказуемой. Однако она все-таки
еще не исчерпала весь запас аргументов, чтобы убедить Запад
в недальновидности изъятия Югославии из стратегии реконструкции
экономики региона. Изоляция СРЮ противоречит целям долгосрочной
стабилизации Балкан, в которой заинтересован и сам Запад.
Несмотря на особенности балканской ситуации опыт послевоенного
примирения Франции и Германии применим и к ней. И здесь интеграция
экономических интересов Югославии и некоторых республик бывшей
СФРЮ может впоследствии привести к формированию коллективных
механизмов поддержания безопасности. Однако, близорукая, на
первый взгляд, позиция Запада имеет под собой скрытую рациональную
основу - наличие угрозы реванша со стороны униженной Югославии
гарантирует заинтересованность стран региона в сохранении
массирован-но-го военного присутствия НАТО.
Впрочем, Запад не всегда может добиться единства своих рядов
перед лицом кризисов на Балканах. Поведение Греции во время
войны НАТО против Югославии привело Вашингтон к понимаю необходимости
укрепить 'слабое звено' альянса. Именно Афины были наибольшим
оппозиционером в НАТО в вопросе о применении силы против СРЮ.
И хотя они не стали нарушать союзническую солидарность при
принятии решения о развертывании боевых действий, но полностью
самоустранились от участия в них и не переставали призывать
альянс к скорейшему прекращению войны. После балканской кампании
США вынуждены предпринимать немалые усилия в попытках 'зацементировать'
трещину, возникшую в их отношениях с Грецией из-за агрессии
НАТО против СРЮ. Эту цель преследовал министр обороны США
У.Коэн во время своего визита в Афины в июле. Однако на этих
переговорах Афины не изменили своей позиции и подтвердили,
что и в будущем Греция не будет участвовать в каких-либо силовых
операциях НАТО в Косово.