'РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ' ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
Отправным пунктом 'реалистической' политики стало президентское
Послание Федеральному Собранию, где В.Путин четко обозначил
свое намерение избрать путь продолжения либеральных социально-экономических
и политических реформ. Новый, 'реалистический', курс условно
можно разделить на несколько важных направлений.
Первым направлением является выработка такой содержательной
стратегии, которая сделала бы элиты заинтересованными в сохранении
и укреплении их альянса с Президентом, в превращении главы
государства в бесспорного лидера правящего класса. Агрессивный
переход к либеральному экономическому курса заметно укрепил
позиции В.Путина в бизнес-элитах. Во взаимоотношениях с властными
структурами заметно выросла роль обновленного Российского
союза промышленников и предпринимателей как корпоративного
органа, представляющего интересы крупнейшего бизнеса. Олигархи,
имевшие планы раскрутки альтернативных кандидатов в Президенты
на случай заметного ослабления В.Путина, заморозили эти проекты.
Второе направление - обеспечение доступа в новую элиту практически
для любых групп, вне зависимости от политического происхождения
или идеологических пристрастий. Главное условие - отказ от
каких-либо претензий на право определять политическую линию
Президента, играть самостоятельную, не согласованную с главой
государства роль. Уже в апреле был провозглашен фактически
политический союз Президента с Ю.Лужковым, которому вместе
с официальным лидером 'Единства' С.Шойгу В.Путин поручил создать
новую 'партию власти' на базе слияния 'медведей' и 'Отечества'.
Вместе с тем, как уже отмечалось, имело место и новое сближение
с окружением Б.Ельцина. На важные посты в правительстве были
назначены фигуры, тесно связанные с прежней ельцинской командой.
Третье направление - охарактеризованное выше создание 'институционального
дизайна', позволяющего Президенту реально управлять политическим
процессом. Важное место в рамках данного направления отводится
и установлению фактического контроля над СМИ при очевидном
нежелании использовать политтехнологии воздействия на население,
применявшиеся в последние годы президентства Б.Ельцина и в
ходе последних президентских выборов.
Еще одно направление - активная 'чеченская' политика. Через
месяц после назначения С.Иванова министром обороны произошли
кадровые изменения в руководстве Объединенной группировки
войск в Чечне, были публично оглашены претензии Центра к руководителям
антитеррористической операции. Последовавшие перемены к лучшему,
по-видимому, получили должную оценку и внесли еще один штрих
в содержание 'реалистической' политики. Так, неожиданно для
всех В.Путин начал подчеркивать свое внимание к А.Квашнину,
которого он (также как и В.Рушайло) включил в состав делегации
в Любляну.
Все эти обстоятельства дают основания предполагать, что на
нынешнем этапе проблемы взаимоотношений между отдельными группами
и фракциями в правящей элите имеют для В.Путина подчиненное
значение по отношению к задаче укрепления власти и что он
более не делит правящий класс на 'своих', 'питерских', 'чужих'
и т.д. Критерием является лишь то, как тот или иной деятель
служит государству, Родине и Президенту. Именно в этом духе
были выдержаны и официальные оценки кадровых перестановок
в МВД, в отношении которых подчеркивалось, что люди, занявшие
большинство руководящих позиций в ведомстве, относятся не
к одной лишь 'питерской' команде.