ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ
Деятельность полпреда в ДВФО была подчинена единой логике
реабилитации политических позиций, утраченных в результате
тактического поражения в ходе выборов губернатора Приморского
края в конце мая 2001 г.
Значительным препятствием стало отсутствие у полпреда ресурсов
и реальных рычагов давления на региональные элиты. Это явилось
причиной затягивания процесса законодательной унификации.
Полпредство оказалось фактически беспомощным в разрешения
конституционного кризиса в Республике Якутия. Позитивные сдвиги
здесь были достигнуты только в конце апреля и только благодаря
инициированной Центром смене старой элиты во главе с М.Николаевым.
Участие полпреда в данной предвыборной кампании было сведено
к нулю. Тем не менее, на заключительном этапе полпредство
активизировало контроль над процессами трансформации правового
поля Якутии.
В решении задач разграничения полномочий между уровнями власти
полпредством была применена 'новаторская' технология: с целью
разведения интересов при обсуждении спорных вопросов встречи
с главами муниципальных образований происходили отдельно от
губернаторов, а обсуждение вопросов разграничения с губернаторами
проходило в ходе визитов в регионы, что способствовало более
глубокой оценке ситуации.
Существенной заслугой К.Пуликовского (на фоне его коллег)
является выраженное внимание к проблемам местного самоуправления.
В настоящее время при участии полпредства в Приморском и Хабаровском
краях проходит оптимизация и количественное сокращение муниципальных
органов управления.
Взаимодействие с территориальными органами федеральных ведомств,
как и в других округах, шло в первую очередь по 'силовой'
линии. Параллельно оформлялась и стратегия реформирования
социально-экономической инфраструктуры: блокировалась противоправная
хозяйственная деятельность; велась оптимизация механизмов,
контролирующих миграционные потоки; развивалось сотрудничество
с Минтрансом в сфере реконструкции транспортной инфраструктуры.
Пытаясь компенсировать потерю политических очков, К.Пуликовский
активизировал деятельность, направленную на оживление инвестиционного
процесса. В условиях дефицита внутренних источников полпредство
вынуждено обращаться к иностранным партнерам, используя при
этом уже имеющиеся связи с руководством дружественных стран.
Подобная практика межгосударственного сотрудничества наделила
полпреда дип-ло-матическими и представительскими функциями,
что, безусловно, приносит определенные имиджевые плоды. Еще
в конце 2001 г. по распоряжению В.Путина была создана работающая
под патронажем полпреда Дальневосточная инвестиционная компания.
Соглашения о сотрудничестве 'Дальинкома' с 'Далькомбанком'
(одним из крупнейших в округе) свидетельствует о формировании
под эгидой полпреда новой консолидированной бизнес-группы.
К концу полугодия К.Пуликовский начал набирать очки и в отношениях
с региональными элитами. Региональная политика велась фактически
в режиме антикризисного менеджмента. Комиссиями полпредства
были проинспектированы Камчатская, Сахалинская области, Якутия,
Чукотский АО, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская,
Еврейская автономная области, а также острова Курильской гряды.
Проверки носили комплексный характер и касались не только
правовой сферы, но и социально-экономической и политической
деятельности местных властей. Кроме того, в каждом региона
были рассмотрены специфические проблемы (японские притязания
на Южные Курилы; ситуация в рыбной отрасли; передел в угольной
отрасли т.д.). Политика адресного реагирования значительно
укрепила позиции полпредства.
Помимо налаживания контактов с губернаторами К.Пуликовский
активизировал работу с органами представительной власти. Подключение
к процессу делегирования представителей в Совет Федерации
(соответствующие проблемы возникли в Якутии, Хабаровском и
Приморском краях) позволило полпреду получить дополнительный
плацдарм в федеральном парламенте для реализации интересов
ДВФО. Построение же законодательной вертикали на региональном
уровне пока продвигается с меньшим успехом. Несмотря на сотрудничество
с парламентской ассоциации 'Дальний Восток и Забайкалье',
при содействии которой при полпредстве был создан парламентский
совет, позиции региональные законодателей достаточно свободны
от влияния полпредства.
Еще две задачи - подготовка к зиме и предупреждение чрезвычайных
ситуаций - стоят как бы особняком, поскольку специфика округа
значительно осложняет их решение. Полпредству удалось переложить
на местный уровень значительную долю ответственности за северный
завоз и концентрацию достаточного количества топлива. Была
даже предложена сравнительная шкала оценки готовности округа
к зиме (по сравнению с прошлогодним энергетическим кризисом).
В рамках решения второй задачи, опасаясь повторения якутского
сценария (наводнение в Ленске в июне 2001 г.), значительно
пошатнувшего позиции полпредства, К.Пуликовский взял под личный
контроль подготовку к профилактическим мероприятиям служб
Министерства по чрезвычайным ситуациям, Минприроды, Минобороны
и МВД.