РОССИЯ - США
Стратегические ядерные вооружения. Прошедшее полугодие стало
периодом интен-сивной подготовки нового российско-американского
договора по сокращению стратегических ядерных сил (СЯС). Несмотря
на все усилия, Россия и США не смогли преодолеть многие разногласия
и пришли к подписанию договора, оставив их за бортом. Эти
разногласия отражают стремление каждой из сторон застраховаться
от непредвиденного изменения ситуации. РФ и США пытаются обезопасить
себя исходя из собственных интересов, а они не совпадают,
поскольку Москва и Вашингтон находятся в разных условиях.
Вашингтон считает, что новая модель контроля над вооружениями
должна отражать факт сохранения в мире единственной сверхдержавы
- США - и что поэтому он вправе определять правила игры. США
исходят из того, что РФ волей-неволей придется идти на сокращение
своих СЯС независимо от договоренностей с ними: по оценкам
американского разведывательного сообщества, если РФ существенно
не увеличит расходы на СЯС, ее стратегический ядерный арсенал
сократится к 2015 г. до уровня гораздо ниже 2000 боеголовок
даже без договора с США. Вашингтон не захотел зафиксировать
в договоре, как это предлагала российская сторона, положение
о физическом уничтожении сокращаемых боеголовок. Он намерен
перевести большую часть этих боезарядов в стратегический резерв,
разместив их на складах. Подобная позиция не дает гарантий
необратимости сокращений СЯС. Не ясной остается и судьба подлежащих
сокращению стратегических носителей. Россия считает, что часть
сокращаемых носителей можно переоборудовать для использования
исключительно в невоенных целях. Однако США отказались связывать
себя обязательствами и в данном вопросе. Часть носителей они
собираются ликвиди-ро-вать (к 2005 г. США снимут 500 ядерных
боеголовок с 50 МБР 'МХ', 800 - с 96 БРПЛ, имеющихся у четырех
ПЛАРБ 'Трайдент', которые подлежат списанию, 1000 - с 500
МБР 'Минитмен-III'), а часть - складировать в резерв. Таким
образом, значитель-ная часть со-кращаемых СЯС США будет всего
лишь переведена на более низкий уровень боеготов-но-сти.
Кульминацией прошедшего периода в российско-американских
отношениях стал визит президента Дж.Буша в Москву и Санкт-Петербург
23-26 мая. Российско-американский саммит открыл серию встреч
на высшем уровне с участием Президента РФ В.Путина, которые
призваны зафиксировать изменения в международных отношениях,
произошедшие в результате сближения России и США после событий
11 сентября. Помимо договора по сокращению ядерных вооружений
на встрече в верхах были приняты шесть совместных деклараций
- о сотрудничестве в торгово-экономической области, о борьбе
с международным терроризмом, о взаимной поддержке в урегулировании
региональных конфликтов и кризисов, о расширении обменов.
24 мая в Москве В.Путин и Дж.Буш подписали Договор о сокращении
стратегических наступательных потенциалов. В соответствии
с ним стороны обязались иметь в составе боеготовых СЯС не
более 1700-2200 боеголовок к концу 2012 г. Подписанный Договор
вызвал разноречивые оценки. Если подходить с формальных позиций,
то США сделали лишь две уступки России, но весьма существенные.
Они согласились с тем, чтобы договоренность о количественных
потолках стратегических ядерных боезарядов была оформлена
в виде юридически обязывающего документа. Правда, здесь стоит
отметить два обстоятельст-ва: не следует переоценивать 'обязательность'
этого соглашения, так как в нем есть пункт о праве сторон
его расторгнуть, уведомив другую сто-ро-ну об этом решении
за три месяца до выхода из Договора (недавний пример - судьба
Договора по ПРО). Поэтому исполнение договора будет обеспечиваться
не самим фак-том его заключения (и, соответственно, ратификации),
а характером отношений между двумя странами в эти десять лет.
Вторая важная уступка - США отказались от многолетних требований
того, чтобы Россия взяла на себя обязательство полностью ликвидировать
'тяжелые' многозарядные МБР 'СС-18' ('Сатана'). Согласно Московскому
договору, стороны сохраняют за собой полную свободу в определении
структуры стратегических сил, что для России является очень
важным прежде всего по экономическим причинам. В Договор об
ограничении СНП не вошло ни одно из российских предложений
по спорным вопросам.
Московский Договор по СНП - новый тип соглашений такого рода
между двумя странами, существенно отличающийся от тех, что
подписывались во времена холодной вой-ны, когда стороны были
противниками. В таком виде он стал возможен именно потому,
что стороны при его разработке выступали как партнеры, а не
антагонисты, что подразумевает определенный уровень доверия,
поскольку в договоре многое не прописано (остает-ся на усмотрение
сторон). Если до конца 2009 г. еще действуют процедуры проверки
и другие страховочные меры транспарентности, записанные в
Договоре СНВ-1 (в новом догово-ре стороны обязуются его соблюдать),
то период 2009-2012 гг. остается 'не охваченным'. Если Россия
и США намерены строить отношения на новых принципах, то естественно
их стремление пересмотреть прежнюю модель соглашений по сокращению
воору-же-ний, отражавшую противостояние двух сверхдержав.
В прежней модели шла очень тщательная выверка всех компонентов,
и взаимная подозрительность толкала сто-роны к перестраховке.
Московский договор по ядерным вооружениям стал возможен как
договор нового типа еще и потому, что уменьшается значение
разногласий в области контроля над воору-жениями в заметно
изменившейся повестке дня российско-американских отношений.
Эта тенденция отвечает приоритетам модернизации России, где
на первом месте стоит задача сокращения экономического отставания
от Запада.
Проблема ПРО. Попытки России убедить администрацию Дж.Буша
в необходимости ограничений в области ПРО в договорной форме
не увенчались успехом. США не скрывают, что будут развертывать
систему НПРО невзирая на возражения кого бы то ни было. Трудности
достижения договоренности по вопросу о ПРО связаны с тем,
что Вашингтон не признает логику ядерного сдерживания, которая
устанавливает взаимосвязь между стратегическими наступательными
вооружениями и ПРО, между устойчивостью стратегического баланса
и уязвимостью его участников перед ответным ядерным ударом.
А взаимопонимание в этом вопросе всегда составляло основу
для выработки всех предыдущих соглашений по сокращению ядерных
вооружений.
Вместе с тем, США согласились с Россией в том, что необходимы
меры по обеспечению транспарентности и предсказуемости ситуации
в области ПРО. В Декларации о новых стратегических отношениях
между Россией и США, подписанной на саммите в Москве, стороны
обязались обмениваться данными о своих программах в области
ПРО, испытаниях противоракетных систем, обмениваться визитами
наблюдателей на учениях ПРО и т.д. Что же касается сотрудничества
по ПРО ТВД, как на двусторонней основе, так и в рамках нового
Совета РФ-НАТО, нетрудно предвидеть разногласия сторон по
международно-политическим аспектам подобного проекта уже на
начальном этапе, когда должно быть достигнуто общее понимание
того, какие угрозы, со стороны каких именно государств, предполагается
нейтрализовать с помощью такой ПРО. Однако неизбежные разногласия
не устраняют объективной необходимости объединения усилий
России и Запада в создании средств, обеспечивающих их защиту
от угрозы, возникающей в результате появления ракетно-ядерного
оружия у третьих стран.
Важным документом Московского саммита стала уже упоминавшаяся
Декларация о новых стратегических отношениях между Россией
и США. В ней отмечается, что РФ и США отныне не рассматривают
друг друга как противника или угрозу. Еще за два месяца до
этого министр обороны США Д.Рамсфелд давал разъяснения главе
российского МО С.Ива-нову по поводу новой американской ядерной
стратегии, которая, согласно появившимся сообщениям, определяет
в числе объектов для потенциальных ядерных ударов США семь
стран - Россию, Китай, КНДР, Иран, Ирак, Сирию и Ливию. Он
заверил, что американские СЯС не нацелены на Россию и что
она в оперативных планах США не фигурирует в этом качестве,
а сообщения СМИ касаются лишь гипотетических случаев, рассматриваемых
в контексте долгосрочного планирования, где учитываются все
мыслимые сценарии измене-ния ситуации в мире (правда, обращаясь
к внутренней аудитории, глава МО США подчерк-нул, что было
бы недальновидно не учитывать возможности ядерного потенциала
России).
В соответствии с Московской декларацией о новых стратегических
отношениях РФ и США создается несколько новых структур, в
том числе консультативная группа по стратегической безопасности
на уровне министров иностранных дел и обороны. В целях борьбы
с распространением ОМУ стороны договорились о создании экспертной
группы по разработке новых видов ядерных технологий, экспорт
которых третьим странам не помогал бы им получить доступ к
созданию ядерного оружия. Они обязались интенсифицировать
сотрудничество в борьбе с наркотрафиком.
В декларации также зафиксирована договоренность о сотрудничестве
по урегулированию палестинско-израильского конфликта, ситуации
на Ближнем Востоке. Правда, в интервью 'АиФ' накануне своего
европейского турне (21 мая) президент Дж.Буш недвусмысленно
заявил о руководящей роли США в этом процессе. Но Россия,
судя по всему, и не собирается это оспаривать и претендовать
на лидерство, поскольку, как и у другие внешние посредники
(ООН, США, ЕС, Саудовская Аравия), не имеет реальных вычагов
выведения ближневосточного процесса из тупика.
Отдельный документ был принят по сотрудничеству в борьбе
с международным терроризмом. В интервью 'АиФ' накануне визита
Дж.Буш отметил, что у РФ и США общие интересы в войне с терроризмом,
так как 'Россия сама подверглась нападению'. Попав под огонь
критики у себя в стране за то, что власти не использовали
все возможности, чтобы предотвратить теракты 11 сентября,
он не может не демонстрировать активность в борьбе с терроризмом,
и здесь ему очень кстати сотрудничество с Москвой. Не случайно,
что во время саммита Буш не сказал ни слова критики в отношении
российской политики в Чечне.
Тревога в связи с возможностью получения террористическими
структурами доступа к ОМУ (пусть и не к классическим его образцам,
а, например, к материалам, позволяющим создать взрывное устройство
для распыления радиоактивных веществ) подталкивает США к активизации
усилий в сотрудничестве с Россией в деле обеспечения надежности
хранения ядерного оружия и оружейных радиоактивных материалов.
В соот-вет-ст-вии с двухсторонним соглашением США окажут помощь
в ускоренной реализации про-грам-мы безопасной транспортировки
оружейных материалов и их хранения, чтобы завер-шить ее выполнение
к 2008 г. (на два года раньше первоначально намеченного срока).
В то же вре-мя немало проектов в рамках финансируемой из американского
бюджета про-грам-мы Нанна-Лугара остаются не реализованными
из-за того, что Министерство обороны США обставляет размещение
соответствующих технологий хранения и учета ядерных материалов
и боеприпасов на российских складах требованиями о проведении
американ-ски-ми специалистами настройки оборудования, проверок,
инспекций и т.д., что больше похоже на сбор закрытой информации,
и такого рода условия Россия не принимает. Рос-сия и США решили
создать совместную экспертную группу, которой поручено в течение
шести месяцев разра-ботать план по уничтожению или переработке
для коммерческого использования больших запасов высокообогащенного
урана и плутония России, которые оцениваются в 1 тыс. т.
США продолжают обвинять Россию в том, что она экспортирует
технологии, которые помогают ряду стран в создании ОМУ. На
саммите в Москве Дж.Буш снова поднимал вопрос о необходимости
свертывания сотрудничества России с Ираном в ядерной области.
Москва пытается, правда, безуспешно, развеять американские
опасения, заявляя о жест-ком контроле за ядерными технологиями,
которые используются при строительстве АЭС в Бушере: ни сейчас,
ни в будущем Россия не будет ничего делать, что могло бы помочь
Ирану в осуществлении его ядерных и военных программ. Сейчас
в стадии проработки находится предложение о допуске международных
инспекторов к бушерскому объекту.
Экономические вопросы. В ходе февральского визита в США премьер-министра
М.Касьянова был подписан протокол о вступлении в силу двустороннего
Договора о взаим--ной правовой помощи, который создает правовую
основу для сотрудничества двух стран в вопросах поиска, замораживания
и ареста финансовых активов преступников и терро-рис-тов.
В апреле в Конгрессе прошли слушания по вопросу отмены дискриминационной
поправки Джексона-Веника и нормализации торгового статуса
России. Выступая на них, пред-ставители администрации предложили
законодателям изъять Россию из-под действия этого закона.
В то же время они недвусмысленно дали понять, что нормализация
торговых двух-сторонних отношений не означает согласия США
на вступление России в ВТО 'на любых условиях'. На переговорах
по этому вопросу Вашингтон будет предъяв-лять к РФ требования,
исходя из наиболее жестких критериев, что расходится с обещаниями
с пониманием учитывать труд-но-сти и особенности РФ при ее
вступлении в ВТО. Вашингтон требует рас-ши--рить доступ американской
сельхозпродукции, облегчить условия для американских ком-па-ний
на российском рынке телекоммуникаций и финансовых услуг. При
этом США остав-ля-ют за собой право в таком же духе поднимать
вопросы и по другим видам товаров и услуг.
23 мая сенат, контролируемый демократами, решил не отменять
поправку Джексона-Веника. Сказалось желание сохранить эту
поправку в качестве рычага давления на Россию на переговорах
об условиях вступления в ВТО. Особенно активно лоббировали
против отмены поправки производители минеральных удобрений
и куриного мяса (на РФ при-хо-дится две пятых суммарного объема
экспорта американской курятины). Кроме того, многие отрасли
американской экономики заинтересованы в том, чтобы до того
как Россия получит нормальный статус в торговле с США и членство
в ВТО, российские экспортеры согласились покупать на внутреннем
рынке отечественное сырье по мировым ценам (это снизило бы
их конкурентоспособность). В последние годы американский Конгресс
не предостав-лял нормальный торговый статус какой-либо стране
до того, пока та не завершит про-це-дуру присоединения к ВТО
или переговоры с США об условиях вступления в эту орга-ни-зацию.
Право окончательного голосования дает возможность Конгрессу
проконт-ро-ли-ро-вать, чтобы условия таких соглашений соответствовали
американским экономическим приоритетам. Демократы настаивают
на том, что Конгресс должен утверждать оконча-тель-ный вариант
условий, на которых Россия будет вступать в ВТО. В ходе Московского
саммита Дж.Буш обещал, что продолжит добиваться отмены поправки
Джексона-Веника.
Как никогда много внимания в российско-американских отношениях
было уделено сотрудничеству в энергетике. Изменения в американской
стратегии энергообеспечения после событий 11 сентября направлены
на ослабление зависимости США от поставок энергоресурсов с
арабского Востока и других неспокойных районов мира, и здесь
в качестве одной из наиболее реальных альтернатив Вашингтон
стал рассматривать Россию. Речь идет о поставках с шельфа
Сахалина, а также с Каспия, правда, здесь интересы двух стран
сталкиваются, поскольку американцы требуют, чтобы Россия не
препятствовала реализации проектов других каспийских стран,
кроме Ирана.
Совместная Декларация о сотрудничестве в области энергетики,
подписанная во время московского саммита, предусматривает
поставки нефти и нефтепродуктов из России в США (главное препятствие
здесь - нехватка российских глубоководных портов), сотрудничество
двух стран в обеспечении стабильности на мировых рынках энергоносителей.
Речь идет 'новом крупномасштабном партнерстве в энергетике':
США намерены играть более масштабную роль в разработке энергетических
запасов России и Каспия. Помимо энергетики перспективными
областями российско-американского экономического сотрудничества
являются космонавтика, авиация, биотехнологии и сельское хозяйство.
Дж.Буш объявил на саммите в Москве, что до 14 июня ожидается
принятие Министерством торговли США решения о признании рыночного
статуса российской экономики. 7 июня США официально признали
Россию страной с рыночной экономикой. Теперь все российские
экспортеры, попавшие ранее под американские санкции из-за
'нерыночности', получили право обратиться в Министерство торговли
с требованием об их отмене. Потери России из-за сокращения
экспорта в США по этим основаниям составляли до 1,5 млрд.
долл. в год. Однако признание рыночного статуса не отменяет
самой возможности проведения антидемпинговых расследований
против российских экспортеров, но вестись они теперь будут
по новым правилам, а не произвольно, как это было раньше.