РОССИЯ - НАТО
В минувший период удалось согласовать новый формат отношений
между Россией и Североатлантическим альянсом, который бы заменил
явно устаревший и неэффективный Совместный постоянный совет.
Россия настаивала на том, что новый качественный уровень в
отношениях между ней и НАТО будет достигнут только тогда,
когда не будет предварительных консультаций 19 стран НАТО
по какому-то вопросу для последующего предъявления России
согласованной позиции. Страны НАТО (особенно США и бывшие
восточноевропейские сателлиты СССР) стремились максимально
ограничить степень будущего участия России в определении повестки
дня альянса.
На совещании министров иностранных дел стран НАТО и РФ в
Рейкьявике в середи-не мая был согласован формат нового российско-натовского
совета, а декларация 'Отношения России и НАТО: новое качество',
официально учредившая новый Совет Россия - НАТО, была подписана
на авиабазе Пратика ди Маре под Римом 28 мая. Надежды на то,
что Россия получит существенное право голоса в натовской повестке
дня, сбылись лишь отчасти. Тем не менее, сам факт создания
нового совета и получения Россией особого статуса в НАТО (а
не 'при НАТО', как было в совете 19+1), говорит о том, что
альянс в явно кризисной для него ситуации готов идти достаточно
далеко в изменении собственной природы и признавать российский
фактор как весьма важный для собственного выживания.
Согласно Декларации, Россия и государства-члены НАТО будут
продолжать активизировать сотрудничество в областях, включающих
борьбу против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение
ОМУ, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия,
ПРО ТВД, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными,
чрезвычайное гражданское планирование и реагирование. Естественно,
что Россию не удовлетворяет этот, слишком узкий, круг обсуждаемых
проблем. Фактически, в нынешних условиях, речь может идти
только о совместных антитеррористических действиях. Что касается
проблем, связанных со вступлением в НАТО новых государств,
примыкающих к рос-сийским границам, альянс вряд ли будет всерьез
прислушиваться к российским претен-зи-ям, и здесь у него остается
право самостоятельных решений в формате 19-ти.
В этих условиях успех России на новом форуме будет зависеть
не столько от формального содержания достигнутых договоренностей,
сколько от ее собственного умения ставить нужные для себя
вопросы и даже строить с этой целью те или иные неформальные
коалиции. Попытки бойкота и неучастия в работе Совета в невыгодных
для России ситуациях будут работать против нее. Это относится
и к пражскому саммиту НАТО в ноябре 2002 г., какими бы болезненными
для Москвы не были его решения относительно приема новых членов.
Для тех стран альянса, которые колеблются в своем отношении
к новому формату российско-натовского взаимодействия, возможный
отказ российской делегации при-ехать в Прагу будет лишним
поводом саботировать работу нового совета. Между тем, влия-ние
на НАТО (даже в ограниченных институциональных рамках) становится
для России необходимым именно сейчас, когда альянс переживает
явный кризис идентичности, когда США со своими глобальными
амбициями просто выросли из узких рамок НАТО и теряют к ней
интерес как к механизму обеспечения своего глобального доминирования,
когда механическое расширение НАТО перестает работать на укрепление
ее военной эффективности, а сам альянс оказался не адекватен
новым угрозам.
Все это очень беспокоит лидеров НАТО, которые стремятся модернизировать
ее в соответствии с новыми вызовами и угрозами. На пражском
саммите будет, по-видимому, утверждена новая программа развития
военного потенциала, которая в начале июня была одобрена на
заседании министров обороны альянса в Брюсселе. Она должна
укрепить возможности НАТО в деле защиты от терроризма, включая
химические, биологические, радиологические и ядерные атаки.
Новая инициатива, наверняка, поможет на время заглушить голоса
скептиков, заявляющих о 'конце НАТО', однако далеко не очевидно,
что у США и у Европы хватит политической воли, чтобы сохранить
НАТО как союз, генерирующий политическую общность обоих берегов
Атлантики.