Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/s_docl_zdanov2.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:59:25 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 

 Семинары | "Исламизм глобальная угроза?" | Доклады | Жданов Николай Васильевич

Жданов Николай Васильевич 'Ближневосточная корпорация', директор, доктор политических наук

 

25 сентября 1999 года исполнилось 30 лет международного оформления идеи 'третьего пути' в мировой политике - создания в 1969 году Организации Исламская конференция (ОИК) с сетью ее специализированных учреждений.
В 80-е - 90-е годы социальная среда в зоне распространения ислама из-за накопившихся социально-экономических проблем при высоком приросте населения оказалась благоприятной для поиска социальной справедливости на путях 'религиозного совершенства'. Международные условия, в особенности в их кризисном проявлении (преобладание конфронтационности между двумя основными социально-политическими системами современности в подходах к глобальным и региональным проблемам), стимулировали создание организаций и группировок, пытавшихся предложить свои пути решения хронических проблем, в том числе, и на основе постулатов религии.
Среди причин исламизации проблем внутренней и внешней политики государств этой зоны можно выделить методы, а также темпы выбора и реализации пути социально-экономического развития, активное вторжение капиталистических и псевдосоциалистических отношений и соответствующих институтов в традиционные социальные структуры и замкнутые политические системы, ориентированные на воспроизводство господствующей идеологии в условиях 'избранности' и 'Единственности'.
Значительную роль в этом процессе сыграли изменения конфигурации всей системы международных отношений, проявление тенденции к многополярному миру на фоне таких острых внутриполитических и международных проблем, как Курдская проблема, Ближневосточный кризис, последствия Афганской войны, ситуации в Чечне и Таджикистане и ряде других стран.
Размывание 'традиционализма' в зоне распространения ислама происходило на фоне того, что светские политические партии в странах Востока, как правило, не имеют массовой базы в сельской местности. Вместе с тем, миллионы разорившихся крестьян в конце 60 - начале 70-х годов хлынули в города и стали реальным фактором их политической жизни.
В подавляющем большинстве стран Востока религия играет значительную роль, религиозные организации в ряде случаев обладают более эффективным, чем у светских политических партий, механизмом воздействия и манипулирования сознанием и поведением масс. Важным политическим институтом этих процессов является мечеть.
Ислам вступает в XXI столетие как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры. Ислам - это и миллионы верующих, партии, движения и международные организации.
Лавинообразный рост активизации религиозных течений в зоне распространения ислама, их влияния на систему международных отношений поставил в конце 80 - начале 90-х годов в теоретическом и политико-практическом плане проблему исламской альтернативы миропорядка. За короткий период развернулся широкомасштабный политический процесс, в рамках и в результате которого создавались институты межправительственного характера, направленные на реализацию основных идей исламской концепции миропорядка.
Этот процесс в мировой политике получил название 'исламского бума', заметным проявлением которого стало движение 'исламской солидарности'. Религиозный фактор в политической жизни стран зоны распространения ислама приобрел глобальный характер в силу своей широкой социальной базы, транснациональности, полицентризма, крупных финансовых возможностей нефтедобывающих государств, а также относительной устойчивости во внутренней и внешней политике значительного числа стран Азии и Африки.
'Исламский бум' - свидетельство многовариантности общественного развития отдельных стран и групп государств, что подтвердили политические процессы, развернувшиеся в 80-90-х годах в странах Азии и Африки. Движение 'исламской солидарности', будучи модифицированной формой панисламизма, является реальностью современной мировой политики. В ее основе - концепция 'Уммы'. Такой концепции нет ни в одной религии, ни в одном философском учении, хотя отдельные элементы, безусловно, являются результатом взаимодействия ведущих мировых религий. В понятие 'Уммы' вкладывается единство мировоззрений и действий всех мусульман, основанное на братской любви, терпимости, взаимном уважении и способности понимать других. 'Исламское братство' стирает государственные границы, разницу между черными и белыми, азиатами африканцами. Принцип такого братства положен в основу исламской концепции мирового порядка.
Необходимость установления 'исламского миропорядка' определяется исламскими идеологами 'несовершенством' современного мира, ответственность за которое несут капитализм и коммунизм.
Рассматривая исламскую систему как универсальную и, вместе с тем, обособленную, самобытную, современное политическое движение мусульманских стран формирует 'третий путь' развития. В целом, линия на достижение 'религиозного совершенства' в условиях исламского изоляционизма с последующим распространением этого опыта, в силу его универсальности, на все остальное человечество остается нереализованной. Стимулирование же 'экспорта исламской модели', как это имеет место во внешней политике Ирана, приводит к кризисным региональным и международным последствиям.
Реальные различия между мусульманскими странами заставляют организаторов этого движения искать более гибкие формулы. Так, в речи перед студентами Исламского университета в 1983 году король Саудовской Аравии Фадх заявил: 'Я думаю, братья полностью понимают, что одним из основных принципов королевства Саудовской Аравии является невмешательство в дела других: Мы никому не позволяем вмешиваться в наши внутренние дела и сами не вмешиваемся в дела других: Вместе с тем, взаимное консультирование, дружеский совет ('танасух') являются долгом ответственных лиц в мусульманских странах во всех областях, которые возродят исламское общество на его правильной основе'.
В экономическом плане в зоне распространения ислама существуют те же проблемы, что и во всех развивающихся странах: неравномерность экономического потенциала и возможностей развития; демографические и энергетические проблемы, нестабильность цен на сырье, неэквивалентные условия обмена, продовольственный вопрос, рост внешней задолженности у стран, не обладающих нефтяными запасами, растущая зависимость от индустриальных западных стран - основных экспортеров технологии и продовольствия.
Ни внутренние модели исламской экономики, ни созданные международные специализированные организации в рамках исламского экономического порядка за все годы своей деятельности не улучшили экономическое положение тех мусульманских стран, развитие которых не связано с добычей нефти. (Доля внешней торговли мусульманских стран между собой не превышает 5-13% их внешнеторгового оборота.) 'Третьего пути' в национальной экономике мусульманских стран и международном разделении труда не получилось.
Столкновение 'универсальности' ислама с реалиями современного мира наблюдается и в сфере правового регулирования международных отношений. В классическом исламском праве отсутствует определение публичного международного права, поскольку юристы-теологи в вопросах регулирования отношений 'Уммы' с внешним миром исходили из предписаний Корана. Правовая система ислама характеризуется следующими особенностями:
во-первых, по своей природе она не является светской, имеет божественное и священное происхождение, представляет собой конкретное применение исламской веры к области человеческих отношений. В исламе вера и правовой порядок образуют неразрывное целое, при этом, вера - первопричина, а правовой порядок - ее необходимое дополнение;
во-вторых, правовой порядок в исламе не выступает в виде различных отраслей права, как это имеет место в большинстве современных правовых систем. Напротив, его правила, почерпнутые в Коране, составляют единое целое, 'которое обращено ко всем через время и пространство'. Таким образом, исламская правовая система выступает как совокупность правил божественного происхождения, обращенных к индивидуумам, группам или обществам (социальным системам), независимо от их формы, разновидности и структуры. По мнению исламских теологов, аллах через своего посланника (пророка) обращается к человечеству в целом, определяя принципы, которые должны управлять его поведением, регулировать человеческие отношения. Характер и содержание правовых норм вне зависимости от объекта регулирования остаются без изменений.
То есть, строго говоря, не существует исламского международного права с точки зрения сравнения современного внутригосударственного права и международного права, в основе которого лежит различие в характере природы права, его источниках, субъектах, механизме имплементации и применяемых санкциях.
Вместе с тем, мусульманские страны являются членами мирового сообщества и, вступив в ООН, признали тем самым Устав и его универсальную международно-правовую систему в полном объеме.
Мусульманские страны представлены в Движении неприсоединения, а также, в 'светских' международных региональных организациях, таких как Лига арабских государств и Организация африканского единства, деятельность которых осуществляется в соответствии с основными принципами международного права. Может ли существовать система взаимоотношений между мусульманскими странами, основанная на правовых принципах, отличных от универсальных и международно признанных? Теоретически может, но в таком случае это означает линию на изоляционизм в современных международных отношениях, практическая реализация которой будет заблокирована социально-экономической и политической действительностью. То есть, правовые нормы, разрабатываемые в рамках системы Организации Исламская конференция (ОИК), могут носить только дополнительный, уточняющий, конкретизирующий характер в интересах регулирования взаимоотношений между мусульманскими странами, чьи обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу по сравнению с каким-либо другим международным соглашением (ст.103 Устава ООН).
Очевидно, что ОИК в силу ее сложной международно-правовой природы трудно классифицировать на основе критериев, применяемых к традиционным международным межправительственным организациям. Цели ОИК предполагают многоплановое сотрудничество между 'исламскими государствами' на религиозной основе ('исламская солидарность'). Организация возникла не как отражение интеграционных процессов в зоне распространения ислама, а была создана как инструмент активизации панисламизма на межгосударственном уровне с соответствующим международно-правовым оформлением учредительных документов. ОИК носит межконтинентальный характер с заявленной широкой компетенцией и универсальностью, но ограниченной принадлежностью государства-члена к 'Умме'. В этом смысле, ОИК можно рассматривать как закрытую международную межправительственную организацию, чья международная правомерность базируется на отсутствии нормы, запрещающей создавать международные межправительственные межконтинентальные организации на религиозной основе.
Выступая в ООН за установление нового международного гуманитарного порядка, государства-члены ОИК не всегда учитывают то, что человеческая цена модели развития или религиозного эксперимента является важным, если не определяющим критерием гуманности того или иного строя. Ситуация в области прав человека в большинстве стран -членов ОИК не позволяет рассматривать гуманитарное направление в деятельности этой организации как серьезное с точки зрения современных международных стандартов в этой области. Исключение составляет внимание ОИК к исламскому информационному порядку, который по своей идеологической базе, организованной структуре, источникам финансирования замыкается на Саудовскую Аравию, ряд других нефтедобывающих государств. Противостоять информационной индустрии ведущих развитых стран становится все сложнее, но это направление в деятельности ОИК будет продолжать играть значительную роль, поскольку религиозное единство требует информационного фильтра и постоянного воспроизводства.
Для России исламская проблематика актуальна как во внутренней, так и во внешней политике. Из стран-членов Организации Исламская конференция Россия не имеет дипломатических отношений только с Малави. Россия не имеет дипломатических представительств в трех странах - членах ОИК, с которыми установлены дипломатические отношения: в Гамбии, на Коморских островах и в Мальдивской Республике. Россия торгует с 22 государствами-членами ОИК.
Неоднозначна история взаимоотношений Советского Союза с мусульманским миром. С одной стороны, именно с мусульманскими странами были установлены дипломатические отношения в первые годы советской власти: с Афганистаном - 27 мая 1919 года, с Турцией - 2 июня - 29 ноября 1920 года, с Ираном - 20 мая 1920 года, с Саудовской Аравией - 16 - 19 февраля 1926 года. С другой стороны, в советской внешней политике в зоне распространения ислама накапливались и негативные явления, в основе которых лежали субъективные подходы и решения, отсутствие научно обоснованных многовариантных, альтернативных политических разработок текущего и перспективного характера. Так, например, 11 сентября 1938 года миссия СССР в Саудовской Аравии была отозвана, и только спустя более 50 лет после установления дипломатических отношений с целым рядом стран Персидского залива отношения с Саудовской Аравией были нормализованы в сентябре 1990 года. Повлияла на нормализацию отношений принципиальная позиция СССР в связи агрессией Ирака против Кувейта.
В 20-х годах была заключена серия договоров с восточными соседями Советской России: Договор между РСФСР и Ираном (Персией) от 26 февраля 1921 года, Договор между РСФСР и Афганистаном от 28 февраля 1921 года и Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турецкой Республикой от 16 марта 1921 года. последствии, 17 декабря 1925 года между СССР и Турцией был заключен Договор о дружбе и нейтралитете. Из перечисленных договоров наиболее долговечным оказался договор с Афганистаном, поскольку он был практически деиделогизирован и оптимально сбалансирован с точки зрения интересов сторон. Советский Союз не выполнил свои обязательства только по ст.VIII договора, согласно которой 'Высокие договаривающиеся стороны соглашаются на действительную независимость и свободу Бухары и Хивы, какая форма правления там ни существовала бы согласно желанию их народов'. Эти территории в результате восстания и 'помощи' Красной Армии были впоследствии присоединены к СССР. 19 марта 1945 года народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов в специальном заявлении уведомил правительство Турции о намерении денонсировать советско-турецкий Договор о дружбе и нейтралитете от 17 декабря 1925 года в связи с тем, что 'этот договор не соответствует больше новой обстановке и нуждается в серьезном улучшении : вследствие глубоких изменений, происшедших особенно в течение второй мировой войны'.
Впоследствии Советский Союз поставил вопрос об организации 'совместными средствами (с Турцией - Н.Ж.) обороны проливов для предотвращения использования проливов другими государствами по враждебных Черноморским державам целях'. Речь шла о создании советских военных баз в зоне проливов.
После провозглашения Ирана исламской республикой иранская сторона поставила вопрос о недействительности ст.6 Договора от 26 февраля 1921 года. Согласно этой статье, 'Если при этом будет угрожать опасность границам РСФСР или союзных ей держав и если Персидское правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры'. Советский Союз использовал положения этой статьи в августе 1941 года, введя контингент своих войск на территорию Северного Ирана. (Советские войска были выведены после окончания второй мировой войны.) Иран расценил эту статью как ущемляющую его национальные интересы.
Тяжелым испытанием для интересов Советского Союза стала практика реализации теории 'социалистической ориентации' в зоне распространения ислама, элементом которой стал 'экспорт' негативных явлений модели строительства социализма в СССР. Переоценка антиимпериалистических тенденций, а в ряде случаев отождествление антиимпериализма во внешней политике с антикапитализмом во внутренней политике привели к кампании заключения договоров о дружбе и сотрудничестве со странами 'социалистической ориентации' в зоне распространения ислама. Договор о дружбе и сотрудничестве не может быть результатом конъюнктурной оценки обстановки, а должен базироваться на фундаментальном анализе современного характера взаимоотношений государств и их возможного будущего развития, учете эффективности экономических аспектов взаимодействия.
Во взаимоотношениях с Египтом и Сомали произошло противоположное - договоры были аннулированы по инициативе этих стран. Советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве от 9 апреля 1972 года, безусловно, привел к косвенной втянутости Советского Союза в ирано-иракский вооруженный конфликт, придал позиции СССР двойственный характер.
Пиком некомпетентности в теории и политической практике в вопросах 'социалистической ориентации' в мусульманских странах стал афганский кризис. В результате престижу Советского Союза был нанесен значительный урон.
Как представляется, России еще длительное время придется учитывать исламский фактор во внешней и внутренней политике страны. Это связано с тем, что, во-первых, религиозный компонент продолжает входить в структуру ситуации в Чечне и Таджикистане, ближневосточного кризиса, ситуации внутри и вокруг Афганистана, проблемы сохранения суверенитета и целостности Ливана, решения кипрского вопроса, индо-пакистанских отношений, во внутреннюю и внешнюю политику Ирана. Религиозный мотив пытался придать своей агрессии против Кувейта и Ирак, призывая к 'джихаду' против иноверцев (США и их союзников), защите Святых мест от поругания. Интересно, что в этой связи член Совета улемов Исламской партии возрождения (создана в СССР в 1990 году) Вали Ахмед Садур в интервью газете 'Известия' 8 января 1991 года сказал, что 'вторжение иракских войск в Кувейт не может рассматриваться как допускаемая исламом война за веру, так как мусульмане воевали против мусульман'.
Во-вторых, у активных членов движения 'исламской солидарности', таких как Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, на достаточно обозримый период будут сохраняться финансовые возможности для поддержания функционирования механизма солидарности (по некоторым оценкам, длительность эксплуатации нефтяных месторождений у Саудовской Аравии - 138 лет, у ОАЭ - 73 года, у Кувейта до агрессии Ирака 2 августа 1990 года - 245 лет).
В-третьих, 'исламская солидарность' во внешней политике стран - лидеров этого движения выступает как концепция идеологической защиты от влияния современного технологического и социального прогресса на внутреннюю ситуацию в мусульманских странах.
В-четвертых, с точки зрения отношений внутри 'Уммы' продолжает оставаться непредсказуемой внешняя политика Ирана в зоне распространения ислама (проблема экспорта шииткой модели управления обществом).
В-пятых, усилия консервативного крыла движения 'исламской солидарности' будут направлены на 'окончательное' урегулирование афганского кризиса, имея в виду реализацию исламской альтернативы управления афганским обществом.
В-шестых, в рамках ООН, международных специализированных организаций, Движения неприсоединения, региональных организаций и других международных форумов государства - члены Организации Исламская конференция будут продолжать стремиться выработать скоординированную позицию.
В-седьмых, во внутренней политике России в условиях демократизации общественной жизни исламский фактор скажется в активизации контактов мусульман России с зарубежными исламскими организациями и движениями и, соответственно, в целенаправленной деятельности этих организаций по укреплению позиций ислама в зоне его распространения в России.
Мусульманские организации России самостоятельно контактируют с системой Организации Исламская конференция, Лиги исламского мира, Всемирного исламского конгресса и их организаций. Темпы развития этих связей и их содержание в значительной степени будут зависеть от судьбы нового союзного договора, складывающейся системы горизонтальных связей между республиками.
Чрезвычайно важными для системы взаимоотношений России с мусульманскими странами и их международными организациями являются политика, в основе которой - признание взаимозависимости, целостности и противоречивости современного мира; решение глобальных проблем на основе нового 'объема' и 'качества' взаимодействия государств и общественно-политических течений, независимо от идеологических и прочих различий; необходимость параллельного движения национального развития и общемирового процесса, их взаимодополнения и взаимообогащения, равноправного сотрудничества и обменов.
Ислам, оставаясь целостной философской системой духовных, моральных и общественных ценностей, не 'вмещается' ни в капиталистические модели развития, ни в принципы социализма, хотя и не отвергает идею социальной справедливости в целом. Различны политические модификации движений, выступающих под зеленым знаменем ислама. Среди них - движение 'исламская солидарность' и ее основной инструмент - Организация Исламская конференция. Вместе с тем, когда мусульманские страны деидеологизируют свои позиции и действуют, исходя из взаимозависимости, взаимосвязанности и целостности мира, необходимости поиска баланса интересов сторон и уважения свободы социального выбора каждого народа, начинают проступать контуры возможного регулирования.
В целом, можно констатировать, что религиозные аспекты в деятельности ОИК все в большей мере заменяются политической позицией по важнейшим проблемам современности, в том числе, по проблемам войны и мира, нового международного экономического и гуманитарного порядка, региональным конфликтам. Задуманная 'религиозная альтернатива' ООН постепенно втягивается в многоплановое международное сотрудничество. Мировой порядок не может быть исламским, христианским, буддистским или иудейским, поскольку он - мировой. Именно взаимосвязанность и целостность мира составляют объективную основу формирования системы мирового порядка.


 Семинары | "Исламизм глобальная угроза?" | Доклады | Жданов Николай Васильевич

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх