АЛИЕВ Муху Гимбатович
Постоянно проживает в г. Махачкале.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель
председателя Комитета по международным делам. Председатель
Народного Собрания Республики Дагестан.
М.Г.Алиев родился 6 августа 1940 г. Аварец. в 1962 г. окончил
Дагестанский государственный университет по специальности
'филолог'. В 1962-1964 гг. - учитель, завуч, директор средней
школы в Цумандинском районе Дагестанской АССР. В 1964-1969
гг. - секретарь комитета ВЛКСМ, аспирант Дагестанского государственного
университета. Кандидат философских наук. В 1969-1972 гг. -
первый секретарь Махачкалинского горкома ВЛКСМ. В 1972-1985
гг. - первый секретарь Советского райкома КПСС г. Махачкалы.
С 1985 г. - заведующий отделом, с 6 марта 1990 г. - первый
секретарь Дагестанского обкома КПСС. С 1991 г. - заместитель
председателя Верховного Совета Республики Дагестан. В августе
1994 г. избран председателем Верховного Совета Республики
Дагестан. В апреле 1995 г. избран председателем Народного
Собрания Республики Дагестан. В январе 1996 г. вошел в состав
Совета Федерации.
Женат. Имеет двоих детей.
Считает, что единство государства обусловливается единством
субъекта Федерации. Выступал против создания Палаты национальностей
в парламенте республики, полагал, что те, кто настаивает на
этом, скрыто или явно ведут дело к федерализации Дагестана,
что приведет лишь к усилению этнического сепаратизма. Подчеркивал,
что необходимо подняться над узко национальными чувствами
и тщательно продумать вопрос о последствиях принимаемых решений.
Указывал на то, что федерализм во многих странах вполне отвечает
интересам народа, но чужие лекарства не всегда подходят для
наших болезней. Говорил о культурно-национальной автономии
как об одной из реальных в Дагестане форм самоопределения
народов, одном из действенных способов решения межнациональных
проблем.
По мнению М.Г.Алиева, в Дагестане в специфических условиях
национально-этнического плюрализма нет иного способа создания
гражданского общества, как полнейший учет как общих, так и
специфических интересов каждой отдельно взятой национальности.
А это обеспечивается пропорциональным представительством в
Народном Собрании и других органах власти. При всех сложностях
и трудностях только соблюдение данного принципа обеспечивает
гражданский мир, межнациональное согласие. Отсюда вытекает
необходимость иметь в республике парламент, который сочетал
бы профессионализм с пропорциональным представительством.
Поэтому выборы в Народное Собрание Республики Дагестан необходимо
проводить как по территориальным, так и по территориально-национальным
округам. Говоря о праве выдвижения кандидатов в депутаты Народного
Собрания по партийным спискам, отмечал, что это логично, но
в Дагестане еще не сложилась развитая партийно-политическая
система. Многие партии находятся в стадии формирования. Однако
это не исключает их участия в выборах. Но не на особых, а
на общих основаниях в избирательных округах. В свою очередь,
это послужит стимулом процессу образования и функционирования
этих партий.
Заявлял, что главы администраций могут совмещать должностные
обязанности с депутатским статусом. Депутат Народного Собрания
не может входит в Госсовет, правительство Республики Дагестан.
Главы администраций лучше многих знают, какой закон работает,
а какой - нет. И не надо опасаться, что главы городских и
районных администраций будут избраны в парламент республики.
Отмечал сложнейшее геополитическое положение Дагестана. В
результате преобразования бывших советских республик в независимые
государства Дагестан оказался в их кольце, а события, связанные
со стремлениями Чечни односторонне выйти из Российской Федерации,
разрушение коммуникаций, перекрытие железнодорожных и автомобильных
путей привели к экономической блокаде республики. Также не
прекращаются провокации по втягиванию Дагестана в конфликт
не только со стороны чеченских экстремистов, но и со стороны
отдельных влиятельных людей в Москве и некоторых центральных
средств массовой информации. Считал, что Российский центр
должен выработать достаточно гибкую, мягкую национальную политику,
чтобы удержать национальную психологию масс в равновесном
состоянии. Вместо этого, увлеченный преимущественно проблемами
укрепления центральной государственной власти и использованием
Федеративного договора в сторону усиления унитаризма, Центр
порой принимает решения, которые значительно ухудшают ситуацию
в Северо-Кавказском регионе. Отмечал, что определяющим должен
быть принцип принадлежности Республики Дагестан Российской
Федерации.
По мнению М.Г.Алиева, идея губернизации России подрывает
политические устои федеративного государства и недопустима
в устах лиц, занимающих государственные должности. Федеративное
устройство России, существование в рамках единого государства
национальных республик - результат исторического развития.
Поэтому предложения 'реформировать' краеугольный камень политического
устройства нашей страны приводят к росту отчуждения по отношению
к Центру. Это не может не иметь серьезных политических последствий.
Отмечал, что Дагестан должен отстаивать свой государственно-правовой
статус суверенной республики в составе Российской Федерации.
По отношению к чеченскому конфликту заявлял, что Дагестан
сохраняет нейтралитет, но это не означает равнодушия к собственным
интересам и судьбам борющихся сторон. Выступал за решение
всех проблем на Кавказе, чреватых войной, исключительно политическими
методами. Считал правомерным принцип сохранения единства и
целостности РФ, не соглашался с военными методами его реализации
и отмечал, что вся вина ложится на совесть тех государственных
деятелей, кто развязал военные действия, не использовав до
конца политические методы решения вопроса.
По экономическим проблемам отмечал, что в стране нет продуманной
стратегии и тактики реформ. То, что предлагается, - не что
иное, как набор общих лозунгов и фраз о либерализации, демократии,
подражание 'цивилизованным странам'. Принятая на вооружение
монетаристская модель абсолютизирует рынок и ориентирована
не на производительный труд и продуктивную деятельность, а
на распределение. Еще один стратегический просчет выражается
в насильственном демонтаже средствами политики связей, ранее
установившихся между республиками. Необходимо сделать вывод
из ошибок, внести коррективы в реформы.
Подчеркивал необходимость решительного наступления на преступность.
Без этого невозможно осуществить реформы. Только поставив
заслон криминализации политической жизни, коррумпированности
чиновников, можно рассчитывать на оздоровление обстановки.
Отмечал нездоровую и опасную тенденцию роста антикавказских
настроений, которая начала выплескиваться не только в средствах
массовой информации, но и в политико-идеологических настроениях
некоторых известных общественных и даже государственных деятелей.
Отмечал, что речевой оборот 'лицо кавказской национальности'
скрывает за внешне юридически корректной формой махровый национализм.
Известно, что никакой 'кавказской национальности' не существует
и речь идет не о правосубъекте, а об антропологических особенностях
человеческого лица, превращенных в спекулятивную правовую
категорию для незаконных административных действий по отношению
к носителям этих антропологических особенностей. Высказывания
о 'лицах кавказской национальности' должны быть признаны расистскими
в прямом смысле этого слова. Полагал, что само появление и
распространение этой формулировки лишь отражает глубоко зашедший
в России рост национальной агрессивности. У преступности нет
национальности, а если не следовать этому принципу, то борьба
с преступностью превратится в преследование по национальному
признаку.