БЕЛОНОГОВ Анатолий Николаевич
Постоянно проживает в г. Благовещенске.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по делам Содружества Независимых Государств. Глава администрации
Амурской области.
А.Н.Белоногов родился 24 февраля 1939 г. в с. Усть-Умлекан
Зейского района Амурской области в рабочей семье. Русский.
В 1956-1957 гг. работал мотористом пароходства 'Востокрыбхолодфлот'
во Владивостоке, рабочим Дальневосточной железной дороги (г.
Владивосток). В 1962 г. окончил Благовещенский сельскохозяйственный
институт по специальности 'ученый-зоотехник'. В 1962-1970
гг. - главный зоотехник, директор совхоза в Октябрьском районе
Амурской области. В 1970-1986 гг. - секретарь, второй секретарь
Октябрьского райкома КПСС, заместитель заведующего, заведующий
сельскохозяйственным отделом, секретарь Амурского обкома КПСС.
В 1974 г. окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС по специальности
'политолог'. В 1986-1989 гг. - первый заместитель председателя
Амурского облисполкома, председатель областного агропромышленного
комитета. В 1989-1991 гг. - председатель Амурского облисполкома.
В 1990 г. избран народным депутатом РСФСР по Тамбовскому
территориальному округу ? 263 Амурской области. Являлся членом
Комитета по вопросам межреспубликанских отношений, региональной
политике и сотрудничеству, членом фракций 'Коммунисты России',
'Отчизна', парламентской коалиции 'Российское единство'.
В 1990 г. избран народным депутатом Амурского областного
Совета. В 1991-1994 гг. - председатель Амурского областного
Совета народных депутатов. Отказался признать Указ Президента
РФ ? 1400. 29 сентября 1993 г. принял участие во Всесибирском
совещании руководителей представительной власти субъектов
РФ для выработки согласованных мер в отношении данного указа.
Не подчинился постановлению главы администрации Амурской области
В.П.Полеванова от 20 октября 1993 г. о приостановлении деятельности
облсовета. Опротестовал это постановление в Амурском областном
суде, признавшем его неправомерным. В сентябре 1994 г. Верховный
Суд РФ подтвердил решение Амурского областного суда. Однако
вскоре Генеральная прокуратура РФ опротестовала решение Верховного
Суда РФ и приостановила вступление его в действие.
23 октября 1994 г. А.Н.Белоногов был избран депутатом, 10
ноября 1994 г. - председателем Амурского областного Собрания
(26 - 'за', 4 - 'против'). В декабре 1995 г. Амурское областное
собрание переименовано в Амурский областной Совет народных
депутатов. В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации.
22 сентября 1996 г. на выборах главы администрации Амурской
области А.Н.Белоногов получил 41,77% голосов, за действующего
губернатора Ю.Г.Ляшко проголосовали 41,69% избирателей (выборы
проводились в один тур), что дало возможность оспорить результаты.
23 марта 1997 г. в результате повторных выборов избран главой
администрации Амурской области, набрав 68,5% голосов. Ю.Г.Ляшко
получил 24,4%. В выборах приняли участие 52,1% избирателей.
Член КПСС с марта 1963 по август 1991 г. Избирался членом
бюро Амурского ОК КПСС. Являлся членом КПРФ.
Женат. Жена - пенсионер. Имеет двух дочерей и внуков.
Увлечения - рыбалка и охота.
А.Н.Белоногов заявлял, что противозаконное приостановление
деятельности Амурского областного Совета в октябре 1993 г.
не было грубой ошибкой, это была спланированная акция, направленная
на ущемление интересов области, установление личной власти
руководителей администрации. В результате был установлен диктат
одной, исполнительной, ветви власти с неизбираемым населением
главой администрации. Выступал за то, чтобы главы администраций
всех уровней избирались, а не назначались сверху. Подчеркивал,
что необходимо законодательно определить, кто является собственником
имущества в субъектах Федерации. Высказывал убеждение, что
это должны быть представительные органы власти регионов, им
же должно принадлежать право собственности и на природные
ресурсы. Предлагал законодательно оформить выборность в регионах
прокуроров, судей, начальников УВД с тем, чтобы они стали
действительно независимыми, не подчинялись прихотям чиновников
из Москвы. Считал необходимым срочно принять законы о борьбе
с коррупцией, об общих принципах организации местного самоуправления,
об организации системы органов государственной власти в субъектах
Федерации, о принципах разграничения предметов ведения и делегирования
полномочий между федеральными органами и органами государственной
власти субъектов Федерации. Выступал за дифференцированный
подход при определении нормативов отчислений от федеральных
налогов, учитывая то, что Дальний Восток находится на очень
большом расстоянии от Центра и высокие железнодорожные тарифы
делают перевозки очень дорогими.
Заявлял, что пора уже реформы не просто корректировать, а
менять коренным образом их направление, в целом менять политику
в сторону интересов большинства населения, и прежде всего
- трудового. Считал, что за год единоличного бесконтрольного
правления администрация не выполнила свои обещания по выводу
экономики области из кризиса. Заявлял, что результатом политики
администрации стал усугубляющийся кризис, который переживает
промышленность области. Обвинял администрацию в разбазаривании
имущества области, утрате контроля над предприятиями. Придерживался
мнения, что политика в сельском хозяйстве, ориентированная
на разукрупнение колхозов и совхозов и на развитие фермерских
хозяйств, может иметь один финал - развал всего сельского
хозяйства страны. Выступал за восстановление паритета цен
на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, справедливое
отношение к сельскому труженику, обеспечение его государственной
поддержкой и защитой на самом высоком уровне.
Констатировал тяжелую ситуацию в сфере образования и культуры.
'Идет резкое падение интеллектуального и нравственного потенциала
молодежи, массовая дебилизация целого поколения. ...Обреченные
на безверие, наши дети сегодня по сути - духовные беспризорники'.
Считал необходимым принять ряд мер, направленных на исправление
создавшегося положения. Недопустима ситуация, при которой
с задержкой выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия на детей.
Выступал за создание в области фонда детства, где будут аккумулироваться
средства на пособия на детей и отправляться без задержек по
прямому назначению.
Выступил против войны в Чечне, настаивал на урегулировании
конфликта мирным путем. В январе 1995 г. заявлял: 'У нашего
Президента руки уже по локоть в крови. Силовые структуры,
и особенно армия, используются для борьбы с собственным народом,
а не для защиты от внешних врагов'.
Выступал за скорейшее введение и укрепление институтов местного
самоуправления. Заявлял, что в нынешних органах местного самоуправления
работают люди, назначенные органами государственной власти,
а это - грубое нарушение Конституции. Полагал, что дееспособные
органы местного самоуправления могли бы стать серьезным противовесом
власти чиновников. Выступал против реформы сложившейся административно-территориальной
системы, считал, что на уровне нынешних городов и районов
можно восстановить местное самоуправление. Заявлял, что облсовет
сделает все, чтобы сломить сопротивление глав администраций
на местах, направленное на создание карманных представительных
органов. Полагал, что сильные представительные органы смогут
наладить контроль за деятельностью администраций, что будет
способствовать улучшению экономической и политической ситуации
в области. Высказывал мнение, что все без исключения главы
администраций должны пройти сквозь сито выборов.
Выступал против принципа формирования Совета Федерации по
должности, подчеркивая, что в таком случае Президент РФ автоматически
располагает в нем 50% голосов назначенных чиновников. В случае,
если такой принцип все-таки восторжествует, предлагал ввести
институт всенародного избрания главы администрации и председателя
представительного органа субъекта Федерации.
Отвечая на анкету в 1995 г., отмечал, что находится в оппозиции
к правительству В.С.Черномырдина, отрицательно относится к
Е.Т.Гайдару, Г.А.Явлинскому, В.В.Жириновскому, А.И.Лебедю.
С наибольшей симпатией относится к В.И.Ленину и Ю.В.Андропову.
Образование СНГ вместо СССР считает национальной катастрофой.
По его мнению, наиболее приемлемый статус Крыма - республика
в составе России. Считает, что права нации и государства выше
прав человека. Россия должна защищать интересы российского
по происхождению населения, оказавшегося за границей всеми
средствами, включая военные.
Перед повторными выборами 23 марта 1997 г. заявлял, что его
предвыборная программа нацелена на то, чтобы помочь честному
человеку работать лучше. Намеревался поддерживать небольшими
финансовыми вливаниями те предприятия, которые способны в
ближайшее время дать продукцию для населения или на экспорт.
Отмечал, что ограниченные финансовые возможности заставляют
делать ставку на малые и средние предприятия. А.Н.Белоногов
заявлял, что у него есть разработанные меры по совершенствованию
управления собственностью, находящейся в ведении области.
Полагал, что понятия 'коммунизм' и 'демократия' не исключают,
а дополняют друг друга. Но он не стал бы называть себя сегодня
демократом потому, что это доброе слово испохабили и оно стало
сродни ругательству. Подчеркивал, что нельзя быть благополучным
в обществе, которое больно и неблагополучно; для личного счастья,
покоя и достатка необходимо работать над обустройством общества
в целом. Нельзя смиряться с тем, куда идет страна, необходимо
сопротивляться разрушению, налаживать жизнь, выводить ее из
тупика.