ИШАЕВ Виктор Иванович
Постоянно проживает в г. Хабаровске.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по международным делам. Глава администрации Хабаровского края.
В.И.Ишаев родился 16 апреля 1948 г. в Кемеровской области.
Русский. Окончил Новосибирский институт инженеров водного
транспорта по специальности 'инженер-механик'. В 1964-1988
гг. его трудовая биография связана с Хабаровским судостроительным
заводом, где он работал сборщиком-достройщиком, начальником
планового бюро цеха, заместителем главного инженера, начальником
производства, заместителем директора по коммерческим вопросам.
В 1988 г. избран директором Хабаровского завода строительных
алюминиевых конструкций. В 1990 г. на безальтернативной основе
избран народным депутатом Хабаровского городского Совета народных
депутатов. 12 мая 1990 г. утвержден первым заместителем председателя
Хабаровского крайисполкома - начальником Главного планового
экономического управления. В августе 1991 г. руководство крайисполкома
поддержало обращение президиума краевого Совета о невведении
чрезвычайного положения и заявило, что вся полнота государственной
власти в крае находится в руках Советов, подчиняющихся Конституциям
РСФСР и СССР, законам РСФСР и Указам Президента РСФСР. 24
октября 1991 г. Указом Президента РСФСР В.И.Ишаев был назначен
главой администрации Хабаровского края.
В декабре 1992 г. заявлял, что не видел более бессмысленного
действа, чем Съезд народных депутатов. Съезд не обсуждает
ход реформ, а занят переделом власти. Выступление Президента
РФ на VII Съезде назвал слабым, а Председателя ВС - крайне
низким по уровню. Единственно разумным счел выступление Е.Т.Гайдара,
которое продемонстрировало разумность и компетентность. Отмечал,
что имеет к последнему немало претензий, но не считает полезной
его отставку. В обращении Президента не усмотрел ничего антиконституционного,
но подчеркнул, что идея референдума - опасна.
К событиям 3-4 октября 1993 г. отнесся критически: считает,
что политики, которые не могут мирно договориться, должны
уходить. В январе 1994 г. своим решением прекратил деятельность
краевого Совета народных депутатов - 'исходя из общественно-политической
необходимости'.
В декабре 1993 г. избран членом Совета Федерации по Хабаровскому
двухмандатному избирательному округу ? 27, получив 54,4% голосов.
Являлся членом Комитета по международным делам. В январе 1996
г. вновь вошел в состав Совета Федерации.
8 декабря 1996 г. в ходе первого тура голосования В.И.Ишаев
подтвердил свои полномочия главы администрации Хабаровского
края, набрав 76,95% голосов. Считавшийся его главным соперником
крупный коммерсант, депутат Государственной Думы В.Е.Цой,
декларирующий свою приверженность социалистическим ценностям,
получил 7,28% голосов.
Является председателем совета межрегиональной экономической
ассоциации 'Дальний Восток и Забайкалье'.
Состоял в КПСС до августа 1991 г. В апреле 1995 г. вошел
в оргкомитет движения 'Наш дом - Россия', в мае избран членом
совета НДР. В декабре 1995 г. становится членом совета движения
'Реформы - новый курс'.
Женат. Имеет двоих детей.
В.И.Ишаев выступал за территориальную целостность и неделимость
России. Вместе с тем, с глубоким огорчением признавал, что
Москва делает все возможное, а порой невозможное, чтобы оторвать
от себя регионы дальней России, 'вытолкать их взашей из экономического
пространства страны'. Напоминал, что речь идет о регионах,
где проживает немного населения - 7-8 миллионов человек, но
которые составляют 40% территории России, где сосредоточены
самые большие в государстве сырьевые ресурсы. Заявлял, что
в отдельных случаях Центр даже мешает налаживать выгодные
экономические связи своими 'нескончаемыми кознями'. Считал,
что в отношении краев и областей, расположенных на востоке
страны, федеральные органы власти не соблюдают равенство прав
и полномочий субъектов Федерации, определенных Конституцией.
По его мнению, подобная политика Центра ставит в привилегированное
положение республики, входящие в состав России, отводя для
остальных роль пасынков. Высказывал возмущение тем, что национальные
республики в составе РФ перечисляют в федеральный бюджет не
более 25% всей прибыли, тогда как Хабаровский край - более
половины. Считал, что для выравнивания прав субъектов Федерации
и преодоления сложившейся ситуации возможно объединение регионов
Дальнего Востока и Забайкалья в Дальневосточную республику
в составе России.
Заявлял, что край должен иметь такие права, при которых можно
было бы развивать собственную экономику, использовать на благо
региона, его жителей и всей России природные ресурсы. Для
этого необходима своя система банков, а не десятки филиалов
московских банков, как нынче, которые только высасывают из
края деньги, свои таможенная служба, налоговая полиция и инспекция.
Полагал, что антагонизм территорий во многом порожден отсутствием
открытости и гласности в их взаимоотношениях с Центром, в
делении на любимых и нелюбимых. Считал недопустимой ситуацию,
при которой отдельные региональные главы добиваются из-за
особой близости к Президенту РФ подписания договоров о разделении
полномочий и предметов ведения между Центром и субъектом Федерации,
разрешения идти на выборы раньше установленного для всех срока.
Выступал за отрегулирование и унификацию в масштабах России
тарифов на доставку нефти, нефтепродуктов, зерна, так как
из-за высоких транспортных расходов продукция, вырабатываемая
в регионах Дальнего Востока и Забайкалья, становится неконкурентоспособной
на отечественном рынке. Заявлял, что администрация края в
качестве первоочередных задач видит совершенствование финансово-банковской
системы, развитие транспорта, муниципальной связи, производства
товаров народного потребления, энергетики (в частности, создание
угольных разрезов, строительство газопровода от Комсомольска-на-Амуре
до Амурска).
Высказывал мнение, что Дальнему Востоку не уйти от роли сырьевого
придатка России, пока не развивается производство, не вкладываются
средства в перерабатывающие отрасли, не выпускается готовый
конечный продукт. Тем не менее, в Центре, сокращая капиталовложения,
начинают именно с Дальнего Востока. Выступал за скорейшую
разработку Правительством РФ долговременной стратегии жизнеобеспечения
Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Считал, что именно
по восточную сторону от Урала находится социально-экономический
потенциал, который будет во многом определять российскую государственность
в XXI веке.
На выборах в Государственную Думу II созыва поддержал движение
'Наш дом - Россия'. Вместе с тем, заявил, что степень его
поддержки будет зависеть от того, насколько ответственно федеральные
власти будут выполнять свои обязательства перед дальневосточниками.
Выступал за налаживание нормального пересечения людьми границы
РФ и Китая при пресечении проникновения в обе стороны криминальных
элементов. Не согласен с точкой зрения, согласно которой только
китайские инвестиции спасут российский Дальний Восток. По
мнению В.И.Ишаева, Китай сегодня не в состоянии инвестировать
что-либо, поскольку эта страна хоть и развивается стремительно,
но развивается от очень низкого экономического уровня. В мае
1994 г. глава администрации заявил о необходимости денонсировать
правительственное соглашение с Китаем, подписанное в 1991
г. М.С.Горбачевым, так как оно наносит прямой ущерб дальневосточным
районам и России в целом. Ссылаясь на этот документ, китайские
власти пытаются осуществить беспрепятственное прохождение
своих судов, в том числе и военных, по рекам Уссури и Амуру
в российских водах, требуют передачи им островов на Амуре.
Как руководитель межрегиональной ассоциации призвал к денонсации
соглашения. Известен своими резкими антикитайскими заявлениями.
Считал необходимым приложить максимум усилий для сохранения
культурного потенциала страны. Выступал за то, чтобы был остановлен
водопад низкопробной литературы и фильмов, хлынувший на наших
соотечественников. Полагал, что из-за этого и так невысокий
культурный и образовательный уровень среднестатистического
россиянина опустился сейчас до критически низкой отметки.
Высказывал твердую решимость поддержать ряд целевых программ
в крае по развитию культуры. Заявлял, что при реорганизации
налоговой системы, изменения в которой давно назрели, необходимо
ввести как минимум один налог на культуру. Призывал всячески
поощрять меценатство и благотворительность, однако полагал,
что решающая роль в поддержке и развитии культуры должна принадлежать
государству.
В.И.Ишаев до момента официальной регистрации не заявлял о
решении баллотироваться на пост губернатора на новый срок.
Подчеркивал, что для занятий политикой у него нет времени,
поскольку все усилия сосредоточены на решении неотложных проблем
края. Для поддержки В.И.Ишаева был создан политический блок
'Российское Приамурье', в который вошли Общественная палата
при главе краевой администрации, объединяющая политический
партии и движения реформаторской направленности, и 'Народный
дом'.
В ходе избирательной кампании В.И.Ишаев выступил с рядом
инициатив и заявлений. В качестве руководителя Ассоциации
сотрудничества регионов Дальнего Востока он обратился с заявлением
в Совет Федерации и правительство, в котором подчеркнул необходимость
пересмотра параметров бюджета на следующий год. Заверял, что
администрация края готова пойти на жесткие меры, вплоть до
приостановки отчислений в федеральный бюджет, если правительство
не будет выполнять свои обязательства перед регионами Дальнего
Востока. В ноябре 1996 г. стало известно, что, согласно решению
администрации края, бездействующие объекты промышленного назначения,
оборудование и основные фонды предприятий Хабаровского края,
которые не используются в производстве, освобождены от налогообложения.
В.И.Ишаев считает ошибочными надежды на резкое увеличение
поступлений в бюджет от переоценок основных фондов. По его
мнению, налоги и платежи на колоссальные после многократных
переоценок суммы основных фондов только добивают предприятия.
Временно заморожена и выплата долгов, пени и штрафов предприятиями,
которые находятся на грани краха. Им предоставлена возможность
вносить только текущие платежи.
В.И.Ишаев обратился к участникам избирательной кампании,
партиям и общественным движениям, средствам массовой информации
с призывом придерживаться в предвыборной деятельности не только
норм законодательства, но и определенных моральных и этических
правил, гарантирующих общественную и политическую стабильность.
Предложил зарегистрированным кандидатам в губернаторы строить
свою предвыборную работу таким образом, чтобы независимо от
исхода выборов экономика, общественная жизнь края обогатились
новыми идеями.