Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/sf_lihachev.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:27:29 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Совет Федераций РФ | Л | ЛИХАЧЕВ Василий Николаевич

ЛИХАЧЕВ Василий Николаевич

Постоянно проживает в г. Казани.

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан.

В.Н.Лихачев родился 5 января 1952 г. в г. Горьком. Русский. В 1969-1970 гг. работал матросом Горьковского морского клуба ДОСААФ. В 1975 г. окончил Казанский государственный университет по специальности 'правовед'. В 1975-1982 гг. - аспирант, ассистент Казанского госуниверситета. В 1982-1983 гг. - преподаватель Национальной школы права Республики Гвинея-Бисау. В 1983-1987 гг. - ассистент, доцент Казанского госуниверситета. В 1987-1988 гг. - преподаватель университета в г. Антананариву (Демократическая Республика Мадагаскар). В 1988-1991 гг. - заведующий отделом Татарского обкома КПСС, председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан. В 1991-1995 гг. - вице-президент Республики Татарстан. 30 марта 1995 г. избран председателем Государственного Совета Республики Татарстан. В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации.

Доктор юридических наук, профессор.

Женат. Имеет двоих детей.

Оценивал договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, заключенный 15 февраля 1994 г., как 'существенный вклад в дело строительства демократической федерации нового типа'. Подчеркивал, что договор 'закрепил новую оригинальную форму государственно-правовой общности России и Татарстана, форму объединения на основе Конституции РФ, Конституции РТ и настоящего договора. Республика получила более совершенный современный статус - государства, которое сохранило исторические связи с Россией, находится с ней в общем экономическом и правовом пространстве, участвует в международных отношениях'.

После заключения договора с Россией, по мнению В.Н.Лихачева, были нащупаны объективные тенденции, объективные закономерности. В результате отношения между Федерацией и Республикой Татарстан приобрели новый качественный уровень. Противоречия в конституциях России и Татарстана можно преодолеть, реализуя российско-татарстанские договоренности. Особенно в той их части, которая касается становления и развития государственности Татарстана, а также совместных полномочий республики и органов управления России. Отмечал, что перспективы в договоре заложены огромные и важно, чтобы любой чиновник относился с повышенным вниманием и ответственностью к тем правам и обязанностям, которые закреплены в договоре.

В сфере внешней политики утверждал международную правосубъектность Татарстана. Заявлял, что необходимо создать департамент по иностранным делам и вопросам СНГ при аппарате президента Республики Татарстан. Необходима работа с татарской диаспорой: надо принять на себя моральные обязательства по развитию татарского языка, возрождению татарской культуры, установить отношения с лицами татарской национальности, которые проживают в ближнем и дальнем зарубежье. Для этого Россия и Татарстан должны объединить интеллектуальные и материальные ресурсы, чтобы решить данную проблему на профессиональном уровне. Утверждал, что необходимо налаживать связи с зарубежными государствами, так как это будет способствовать иностранным инвестициям в экономику Татарстана.

Перед выборами 17 декабря 1995 г. отмечал, что Республика Татарстан получила бы больше преимуществ, если бы в Москву были направлены депутаты, которые активно защищали бы интересы Татарстана, которые бы знали, как эти интересы воплотить в соответствующие нормативные акты. Подчеркивал важность моста Казань - Москва в области нормотворчества.

Призывал к сохранению стабильности в обществе, продолжению курса демократических реформ. Отмечал, что возникшее социальное напряжение, разночтение политических интересов должно решиться в рамках конституционной законности. Предлагал представительно-законодательным органам субъектов Федерации в самое ближайшее время принять хартии мира и согласия - как политическое обязательство за судьбу страны и инструмент миротворчества, подтвердив тем самым незыблемость российской государственности, необходимость нового федерализма, стремление общества к гражданскому спокойствию, обеспечению конституционных прав и свобод человека, уважению интересов наций и народностей, социально-экономическому благополучию, а также недопустимость радикальных устремлений отдельных политических сил. По мнению В.Н.Лихачева, только сплоченность всех субъектов Федерации может возродить Великую Россию.

Отмечал необходимость формирования региональной или субрегиональной политики Республики Татарстан. Заявлял, что нужна политика, построенная на взаимосвязи Центра и районов. Для этого надо самым активным образом решать вопросы, связанные с местным самоуправлением. Необходимо прогнозирование, планирование работы республиканского центра с регионами. Подчеркивал, что система Советов начала функционировать в республике в новом виде - на основе разделения, разграничения полномочий.

Полагал необходимым совмещение текстов Конституций России и Татарстана и определение линии по вопросу, как выстроить нормальные отношения с властями Российской Федерации. Считал, что проблема 'отношений России и Татарстана' приобрела новое политическое звучание, когда все большую роль будет играть международный фактор.

Отрицательно относился к идеи 'губернизации' России. Подчеркивал, что эта идея нужна тем политическим силам, которые на противопоставлении административно-территориальных образований и республик стремятся нажить себе политический капитал. Другая причина, по мнению В.Н.Лихачева, в том, что не решены фундаментальные проблемы новой региональной политики, нет политики отношений Центра и регионов, нет национальной политики. Считал, что проблема не в правовом статусе, а в активности и способности реализовать на местах имеющиеся полномочия. Отмечал, что России так или иначе необходимо позаботиться о возрождении национальных языков, национальной культуры. Решение этих проблем лежит в экономической плоскости, потому что только при развитой экономике могут быть реализованы права человека, в том числе - на свой язык и культуру. И на безусловное уважение этого права со стороны представителей других национальностей. Подчеркивал, что в настоящее время в России вообще нет мононациональных образований и потому нужно всем вместе идти вперед, не мешая, а помогая друг другу.

Отмечал, что республике нужна собственная нефтяная политика, которая бы охватывала разные аспекты: финансовые, организационные, нормативные, вопросы продажи, выхода на международный рынок.

 Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Совет Федераций РФ | Л | ЛИХАЧЕВ Василий Николаевич

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх