ООРЖАК Шериг-оол Дизижикович
Постоянно проживает в г. Кызыле.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному
регулированию, банковской деятельности. Президент Республики
Тыва, глава правительства Республики Тыва.
Ш.Д.Ооржак родился 24 июля 1942 г. в с. Шекпээр Барун-Хемчикского
района Тувинской АССР в крестьянской семье. Тувинец. Трудовую
деятельность начал в 1962 г. плотником Кызыл-Мангалыкского
строительно-монтажного управления 'Сельстрой'. Работал учителем
физкультуры в средней школе. В 1962-1965 гг. служил в рядах
Советской Армии. В 1965-1966 гг. работал плотником-бетонщиком
строительного управления 'Туваасбестстрой', затем райкомом
ВЛКСМ был направлен в ак-довуракскую среднюю школу ? 2 учителем
физкультуры. В 1971 г. с отличием окончил Московскую сельскохозяйственную
академию им. К.А.Тимирязева по специальности 'экономист-организатор'.
В 1971-1976 гг. работал экономистом совхоза 'Шекпээр', в 1976-1980
гг. - директор этого совхоза. С 1980 г. - председатель Барун-Хемчикского
райисполкома. С 1983 г. - первый секретарь Улуг-Хемского райкома
КПСС. В декабре 1986 г. назначен заведующим аграрным отделом
Тувинского обкома КПСС, в апреле 1987 г. избран секретарем
Тувинского обкома КПСС по вопросам аграрно-промышленного комплекса.
Избирался депутатом Верховного Совета Тувинской АССР трех
созывов. В 1990 г. Ш.Д.Ооржак был избран народным депутатом
РСФСР по Кызылскому территориальному округу ? 870. Являлся
членом фракции 'Суверенитет и равенство'. Входил в состав
Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета
РСФСР. В 1990 г. был избран также депутатом Верховного Совета
Тувинской АССР. 28 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного
Совета на безальтернативной основе избран председателем Совета
Министров Тувинской АССР, получив 72 голоса 'за' и 44 - 'против'.
В августе 1991 г. баллотировался на пост председателя Верховного
Совета республики, но уступил К.А.Бичелдею. 15 марта 1992
г. был избран президентом - председателем правительства Республики
Тыва.
В декабре 1993 г. был избран членом Совета Федерации по Тувинскому
двухмандатному избирательному округу ? 17, набрав 73,3% голосов.
Входил в состав Комитета по делам Федерации, Федеративному
договору и региональной политике. В январе 1996 г. вновь вошел
в состав Совета Федерации.
16 марта 1997 г. вновь избран президентом - председателем
правительства Республики Тыва, набрав 70,6% голосов. В голосовании
приняло участие 89% избирателей.
Имеет государственные награды.
Состоял в КПСС до августа 1991 г.
Женат. Имеет пятерых детей.
Отмечал, что есть некоторые противоречия в ряде положений
конституций России и Тувы. Но абсолютное большинство положений
- тождественны. Подчеркивал, что обвинение в сепаратизме из-за
того, что республика оставила за собой право на самоопределение
несправедливы, ведь это норма международного права и Федеративного
договора. Подчеркивал, что республика верна букве и духу Федеративного
договора. Этот документ дает основу для конструктивного диалога
с Центром по устранению противоречий между конституциями,
определяет региональную политику, в том числе - компетенцию
Центра и субъектов Федерации в вопросах разделения функций,
собственности в соответствии с принципами федерализма. Подчеркивал,
что право на самоопределение надо расценивать как крайнюю
меру защиты интересов всех народов Тувы, предусмотренную международными
нормами. Отмечал, что есть расхождения в порядке формирования
судебных органов. Конституция Тувы, учитывая наличие сильных
родственных связей, предполагает выборность судей, хотя бы
председателей, их подконтрольность и подотчетность. Считал,
что главным условием преодоления расхождений является обоюдная
готовность к компромиссам. При этом надо учитывать добровольность
вхождения Тувы в состав России, исторические особенности,
стартовые условия вхождения в рынок, географическое положение,
не забывая о том, что становление подлинного федерализма -
процесс длительный и трудный.
Характеризуя систему власти в Республике Тыва, заявлял, что
принципиальное отличие Верховного Хурала от всех существовавших
ранее институтов законодательной власти заключается в степени
его демократичности, защиты от любых попыток диктата со стороны.
Считал, что раньше сложная многоступенчатая система выборов
лишала парламент главного - опоры на волю народа. Отмечал,
что логичным видится решение о нецелесообразности введения
в структуру нового парламента Тувы какого-либо руководящего
органа. Все депутаты равны в правах. Создание командной надстройки
приведет к ущемлению полномочий большинства депутатов и необоснованному
их расширению для меньшинства.
Полагал, что формирование принципиально новых высших органов
представительно-законодательной власти России и Тувы требует
реформирования исполнительной власти. Численность, структуру
и функции правительства надо привести в соответствие с конституцией,
требованиями рыночной экономики и необходимостью укрепления
местного самоуправления. Учитывая слабость и хрупкость тувинской
демократии, Тува в переходный период должна быть президентско-парламентской
республикой.
Критиковал подходы Правительства РФ к формированию аграрной
политики. По его мнению, ей свойственны неопределенность даже
в ключевых вопросах, отсутствие системности, склонность уповать
на разовые акции. В условиях рыночной экономики такая практика
не только не эффективна, но и порочна. Необходимо разрабатывать
государственную долгосрочную программу развития аграрного
сектора экономики и механизм ее реализации.
Резко характеризовал крупные недостатки трансфертной схемы
финансирования бюджетных отраслей. Именно трансферту регионы
обязаны хроническими задержками перечисления средств на содержание
социальной сферы. Особенно болезненно сказывается несовершенство
трансфертной модели на положении регионов с депрессивной экономикой,
к которым относится Тува. Отмечал, что полное и своевременное
исполнение бюджета - закон РФ. Реализация его - основная функция
правительства. Однако каждый месяц руководство республики
вынуждено неделями находиться в Москве, чтобы ускорить выплату
полагающихся Туве средств.
Заявлял, что республика должна продолжать создавать свой
золотой запас, на его основе организовать инвестиционный банк,
что позволит уйти от кабальных условий, прекратит вывоз из
республики ссудного капитала. Нужно резко повысить эффективность
использования кредитных ресурсов. Уже действует закон об убыточных
предприятиях. Убыточные предприятия должны уйти со сцены.
Но их коллективы должны быть социально защищены.
Отмечал, что на территории Тувы не может быть частной собственности
на землю. Главное препятствие - веками сложившаяся система
коллективного владения пастбищами. Чабаны их меняют по 10-15
раз в год. Поэтому население на референдуме проголосовало
против частной собственности на землю. Считал, что у села
одна задача - заняться производством, используя землю и новую
экономическую свободу.