Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~byzant/Images/kursovye.doc
Дата изменения: Sun Nov 17 13:31:25 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 10:00:44 2014
Кодировка: koi8-r

Дорогие коллеги!

Курсовые и дипломные работы, которые вам предстоит сдать весной, - это
(по крайней мере, в идеале) серьезные научные труды. А значит, они должны
иметь приличествующие научным работам структуру, стиль и оформление.

Курсовые должны быть представлены в окончательном виде 30 апреля
2014 г. (а ваш научный руководитель должен иметь возможность ознакомиться с
ними за 2 недели до этого срока), а дипломные работы должны быть полностью
готовы уже к началу апреля. Времени остается не так много и о
«формальностях» стоит подумать уже сейчас.

Естественно, структура каждой работы уникальна и обусловлена целями,
методами и спецификой материала, с которым вы работаете, но все же обычно
студенческая работа выглядит следующим образом:
. титульный лист: название учреждения, название работы, автор,
научный руководитель, город, год;
. оглавление;
. введение: тут нужно рассказать, что (на научном канцелярите это
называется «объект исследования»), зачем («цель»), на каком
материале («источники») и как («методология») вы изучаете; также
желательно сформулировать, почему это нужно сделать именно так и
именно сейчас («актуальность»), а также кратко обрисовать, что
уже было сделано до вас («история вопроса»);
. основная часть: она будет включать несколько глав (они, в свою
очередь, будут дробиться на разделы и параграфы), но следите,
чтобы эти главы были сопоставимы друг с другом по объему; первая
из них может содержать не собственно анализ текстовых
источников, а историческую (культурологическую, биографическую)
справку, но постарайтесь, чтобы этот справочно-вводный раздел
занимал не более 20% объема работы;
NB! Если вы вдруг понимаете, что одна глава у вас занимает 2 стр., а другая
- 20, это значит, что вы запутались в уровнях подчинения и надо
переформатировать структуру работы.
. заключение;
. библиография: список сокращений (при необходимости), справочная
литература, архивные источники (если используются),
опубликованные источники, научная литература.
NB! Заранее подумайте, как вы будете распределять в этом перечне
исследования на языках с разной графикой. Наиболее логично сначала
выстроить кириллический алфавитный список, затем привести все работы на
языках с латинской графикой, затем - греческие исследования. Впрочем,
иногда греческие работы помещают в латинский список, транслитерируя фамилии
авторов (но не названия работ!). Если вы примете такое решение, то заранее
подумайте о принципах транслитерации.
. приложения: перевод источника, опросные листы информантов,
словари и т.п.

Объем для курсовой может колебаться от 1 до 2 а.л. (40 тыс. зн. с
пробелами и примечаниями, что дает ок. 20 стр., если набирать 14 кеглем
через интервал 1,5), а для диплома - не менее 3 а.л.

Обратите внимание на то, что правила научной игры требуют подкреплять
каждое ваше утверждение ссылкой на источник или вторичную литературу.
Поэтому вам придется научиться работать с примечаниями и ссылками. Это
разные (хотя и родственные) элементы научного текста! В общем виде
примечание (как правило, это постраничные, а не концевые сноски) необходимо
для того, чтобы сообщить читателю какую-то дополнительную информацию
(развить побочный сюжет, провести аналогию, процитировать оригинальный
пассаж источника, который вы привели в основном тексте в переводе). Самым
частым типом подобной дополнительной информации и будет ссылка.

В ссылках старайтесь указывать точное место, к которому апеллируете:
. если нужно, укажите не только общую пагинацию статьи, но и
конкретную страницу, где приведена интересующая вас информация:
AuzИpy M. F. Manifestations de la propagande en faveur de l'orthodoxie //
Byzantium in the 9th Century: Dead or Alive? / Ed. L. Brubaker. Aldershot:
Ashgate, 1998. P. 85-99, здесь: p. 86-87.
. если ссылаетесь на примечание, отметьте это:
Stouraitis I. BЭrgerkrieg in ideologischer Wahrnehmung durch die Byzantiner
(7.-12. Jahrhundert): Die Frage der Legitimierung und Rechtfertigung //
Jahrbuch der жsterreichischen Byzantinistik. 2010. Bd. 60. S. 149-172,
здесь: S. 153, Anm. 18.
NB! Не забывайте, что язык библиографического описания должен совпадать с
языком публикации, которую вы описываете. Цитируя немецкую публикацию,
используйте сокращения Bd. (Band) и S. (Seite), а не Vol. (volume) и P.
(page), как в английском, а цитируя греческую, - ?. (?????) и ?. (??????).
. по возможности назовите не только страницу, но и строку
критического издания источника:
Theophanis Chronographia / Rec. C. de Boor. Lipsiae, 1883. Vol. 1. P. 437,
l. 11-12.

Вам решать, будете ли вы каждый раз приводить в примечании название
работы, на которую ссылаетесь, полностью, или же введете систему
сокращений. Как правило, полное описание дается тогда, когда вы ссылаетесь
на какую-то работу первый раз, а также в общем библиографическом списке в
конце. В прочих случаях можно обойтись сокращением (например, имя автора и
1-2 ключевых слова названия или имя автора и год публикации).
Допустим, вам нужно вновь сослаться на статью М.-Ф. Озепи 1998 г. (см.
выше), но теперь вас интересует уже не С. 86-87, как в прошлый раз, а к
примеру, С. 97. В таком случае можно поступить так:
1) AuzИpy. Manifestations de la propagande. P. 97;
2) AuzИpy. Op. cit. P. 97 (не подходит, если вы используете несколько
работ одного автора!);
3) AuzИpy 1998. P. 97.
Но будьте последовательны!

При оформлении работы вы должны будете неукоснительно придерживаться
определенной схемы библиографического описания. Какую из них выбрать,
решать вам, но будьте последовательны! Не так важно, решите ли вы разделять
инициалы автора пробелом или нет, и будете ли вы ставить между несколькими
местами издания запятую или же точку с запятой. Важно, чтобы принятое один
раз решение оставалось неизменным на протяжении всей работы.
В качестве ориентира можно использовать правила, принятые в
рекомендованных ВАК журналах византиноведческой и антиковедческой тематики:
. «Византийский временник»
http://vremennik.biz/content/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-
%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-
%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8
. «Вестник древней истории»
http://vdi.igh.ru/index.files/Submit.html
. «Вестник ПСТГУ»
http://pstgu.ru/scientific/periodicals/requirements/
На первый взгляд, столь пристальное внимание к скобкам, коротким и
длинным тире, курсивам, двойным и одинарным слэшам может показаться
нелепым, но на самом деле следование жесткой схеме при библиографическом
описании окажет неоценимую услугу читателю вашей работы. Однажды
разобравшись в системе обозначений, он сразу же будет понимать, о каком
типе публикации идет речь (монографии, статье в журнале, статье в сборнике
статей, тезисах доклада на конференции), когда и где она вышла, кто
участвовал в ее создании (автор, редактор) и каков ее объем.

Удачи!

17.11.2013
Л. В. Луховицкий

NB! Непременным условием написания хорошей дипломной работы является
знакомство с книгой выдающегося итальянского мыслителя Умберто Эко «Как
написать дипломную работу». Получите не только пользу, но и немалое
удовольствие!