Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino02.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 15:55:31 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:43:57 2013
Кодировка: koi8-r

Элементы киноязыка и киностилистики - общий обзор 1

По книге: Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном (Таллинн, 1994)

Точка зрения - позиция, с которой ведется киноповествование. В кино точка
зрения подвижна и сочетает в себе две основных возможности смотреть на вещи
- внутреннюю (глазами персонажа) и внешнюю (глазами стороннего
наблюдателя). Это частные реализации общего правила функционирования точек
зрения в искусстве, которые бывают:
- объективными: ситуация изображается с «нейтральной» позиции, с которой
зритель идентифицирует себя;
- субъективными: ситуация изображается с «непривычной» позиции,
подчеркивающей существование другого воспринимающего, помимо зрителя,
«глазами» которого дается изображение.
Точки зрения в кино изображаются с помощью ракурсов съемки.

Пространство кадра - сегмент пространства, изображаемый в кадре / фрагменте
/ эпизоде и соотносимый с внекадровым пространством, не изображенным, но
семантически значимым. Оба эти пространства образуют общее художественное
пространство фильма.

Художественное пространство фильма - композиционная структура той
реальности (художественного мира), которая создается в данном фильме. Текст
любого вида искусства, в том числе и кино, создает свой образ реальности, и
место действия, в котором происходят события, является художественным
пространством этого текста.
В кино художественное пространство организуется с помощью соположения
кадров / фрагментов / эпизодов - т.е. монтажа. Наше сознание сочетает
последовательно представленные кадры, устанавливает между ними систему
а) пространственных и б) причинно-следственных отношений, и эти две
операции создают представление о связном, геометрически непротиворечивом
пространстве. [См. хэндаут 3.]

Киностиль - пространственно-временная форма киноповествования: организация
фильма во времени (ритм, плавность переходов, длина фрагмента и т.д.) и
пространстве (актер, декорация, свет, перспектива кадра и т.д.). Если
элементы киноязыка как таковые присущи любому или почти любому фильму, то
образуемый их сочетанием уникальный киностиль фильма - это комплекс
индивидуальных черт конкретного кинотекста конкретных авторов.

Ритм - частота монтажных склеек и других визуальных воздействий.
Плоскость и объем - основные способы организации фонового пространства в
кадре: с помощью плоских рисованных декораций, аналогичных театральным (до
конца 1900-х годов), и с помощью соположения предметов в трехмерном
пространстве и выстраивания перспективы (с начала 1910-х годов до
современности).
Движение камеры - основной способ придания точке зрения подвижности.
Основан на таком элементе киноязыка, как подвижность камеры (т.е.
способность занять другое положение по отношению к снимаемой сцене).

Еще некоторые из основных элементов киноязыка, создающих киностиль фильма:
- изображение - композиция одного кадра; до изобретения звукового
кинематографа - единственный способ киноповествования;
- свет - способ освещения кадра; различают нормативный («нейтральный») и
экспрессивный (контрастный) свет;
- звук, - музыка, - слово.