Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino25.doc
Дата изменения: Tue Feb 19 03:48:15 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:45:03 2013
Кодировка: koi8-r

Дэвид Бордуэлл и Кристин Томпсон

Bordwell D., Thompson K. Film Art: An Introduction. N.Y., 1979

Супруги Дэвид Бордуэлл и Кристин Томпсон - современные американские
исследователи кино, ведущие представители кинонарратологии. В своих
исследованиях они развивают традицию русской формальной школы (ОПОЯЗ - см.
хэндаут 2), т.е. рассматривают фильмы как выстроенную динамическую
структуру, которую можно разобрать на составляющие компоненты и понять
механизмы их функционирования, а также выработать адекватные критерии
оценки кинотекстов.
Следуя за формалистами, Бордуэлл и Томпсон на первый план выдвигают
понятия формы и содержания, которые традиционно рассматриваются в оппозиции
друг к другу. Однако Бордуэлл и Томпсон снимают эту оппозицию, заявляя
единство формы и содержания. Форма произведения задает стратегии восприятия
содержания произведения, его эмоционального и идеологического посыла:
«Как форма влияет на наше впечатление от произведения искусства? С
одной стороны, форма создает ощущение, что "здесь всё". Почему нас так
удовлетворяет ситуация, когда персонаж, мелькнув в начале фильма,
возвращается спустя час или когда форма в кадре уравновешивается другой
формой? Потому что такие связи между частями наводят на мысль, что у фильма
есть свои собственные правила или законы организации - своя собственная
система. <.> Мы видим образец, который уже больше "не там" в обычном мире,
но который превратился в определенный элемент замкнутого целого. Форма
фильма может даже заставить нас почувствовать вещи заново, стряхивая нас с
привычной колеи и предлагая новые пути слышания, видения, чувствования и
мысли» (p. 26).

Так, например, последовательность событий фильма (AB), согласно нашему
зрительскому опыту, должна привести к ожидаемому событию C. Однако может
возникнуть и иная цепочка, ABA, которая вызовет удивление зрителя и нарушит
горизонт его ожиданий, а тем самым создаст новые рамки восприятия
кинотекста.
Бордуэлл и Томпсон полагают, что зритель постоянно строит гипотезы и
делает предположения о каждом следующем событии фильма.

То же касается и «значения» [«meaning»] фильма, которое всегда
субъективно и является результатом «вчитывания» зрителем в кинотекст
субъективных (со)переживаний. Согласно Бордуэллу и Томпсон, можно выделить
четыре уровня значений в фильме: 1) сюжет [plot summary] =
последовательность событий фильма, основная интрига; 2) эксплицитное
значение [explicit meaning] = восприятие фильма как аллегории, сведение
всего содержания фильма к короткой сентенции; такое значение всегда
обусловлено контекстом - местом и временем; 3) имплицитное значение
[implicit meaning] (ср. с интерпретацией) = выведение из фильма
абстрактного, подчас внешнего и не опосредованного самим содержанием фильма
умозаключения; 4) симптоматическое значение [symptomatic meaning] =
выведение содержание фильма в область идеологии.
Переход от сюжета конкретного фильма к общим интерпретационным схемам
ведет к потере ощущения специфики формы отдельного фильма. Таким образом,
грамотный исследователь должен уметь совмещать и видеть все четыре уровня
значений.

Оценка кинотекста может быть осуществлена в соответствии с
художественными и нехудожественными критериями.
К нехудожественным критериям относятся: a) критерий реалистичности =
соответствие / несоответствие изображения внешней объективной реальности;
часто применяется при просмотре фильмов на исторические сюжеты;
b) моральный критерий = соответствие / несоответствие содержания фильма
общепринятым (локальным, личным и т.д.) моральным нормам.
К художественным критериям относятся: a) complexity = наличие в
кинотексте всех уровней значения; b) originality = оригинальность
кинотекста, а также умелое использование создателями известных формул,
создающее новые формулы и каноны; c) coherence = интенсивность
эмоционального воздействия, оказываемого фильмом на зрителя.
Конструктивными элементами анализа уровня сюжета являются: функция
(назначение той или иной детали или персонажа в целом кинотексте),
мотивация (оправданность присутствия детали или персонажа не только в
рамках интриги, но и на уровне интерпретации), мотив (любой повторяющийся
значимый элемент кинотекста, получающий значимость в силу своей
повторяемости).


Thompson K., Bordwell D. Film History: An Introduction. N.Y., 1994

«Однако книга Film History: An Introduction - не вполне выжимка "важнейшей"
истории кино. Авторы любят говорить, что это не история кино, а только
истории кино. Для некоторых это значит, что не существует умопостигаемого
связного "великого нарратива", который расставляет все по своим местам.
История авангарда не совпадает точь-в-точь с историей цветной технологии,
или с развитием вестерна, или с жизнью Джона Форда. Для других
словосочетание "история кино" значит, что историки работают в разных
перспективах и с разными интересами и целями» (p. 2).

Томпсон и Бордуэлл перечисляют основные существующие подходы к написанию
истории кинематографа: 1) биографическая история; 2) история промышленности
и экономики [ср. книги киноведов-марксистов Жоржа Садуля и Ежи Теплица];
3) история эстетики; 4) история техники; 5) социальная, культурная,
политическая истории.
В своей же работе они останавливаются на создании истории кино,
базирующейся не на известных именах и названиях или борьбе кинокомпаний, а
на следующих моментах:
1) развитие технологии съемки и ее эксплуатация в разное время;
2) влияние производства кинотехники и ее развития на эстетику кино;
3) организация мировых кинокомпаний вокруг наиболее удачных и знаковых
средств кинотехники.