Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/narro3.doc
Дата изменения: Tue Mar 20 12:08:22 2012
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:11:36 2013
Кодировка: koi8-r

Фабула и сюжет - 1

Шмид В. Нарратология. С. 145-185; Тюпа В.И. Анализ художественного текста.
М., 2009. С. 34-48, 104-105.

Текст литературного произведения организован на двух уровнях:
- субъектный уровень текстовой организации (кто и как говорит);
- объектный уровень текстовой организации (о чем рассказывается).
Фактически это повторяет разделение на фикциональный текст [на
субъектном уровне] и фиктивный внутритекстовый мир [на объектном уровне].
Сюжет и фабула относятся к объектному уровню.

Сюжет в художественном произведении предстает в двух ипостасях:
фабула - цепь событий, которые происходят с вымышленными персонажами в
фиктивном времени и пространстве;
сюжет - проекция этой цепи событий фиктивного мира в фикциональном
тексте; равнопротяженное тексту авторское изложение фабулы. Если фабула -
это цепь событий, то сюжет - последовательность повествовательных эпизодов.

Можно выделить несколько наиболее общих фаз фабульной организации
текста, восходящих к сюжетосложению архаических мифов об инициации [ср.
В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»].
1) Фаза обособления: некая предыстория или характеристика
персонажа/персонажей, выделяющая его/их из общей картины художественного
мира; концентрация внимания на носителе некого «я».
* В терминах классической поэтики это - завязка повествовательной
интриги.
2) Фаза (нового) партнерства: установление новых межсубъектных связей, в
том числе обретение героем «помощников», «вредителей» и т.д., прохождение
героем воспитания, искушения, испытаний и т.п.
* В терминах классической поэтики это - развитие интриги, перипетия.
3) Лиминальная (т.е. пороговая) фаза: ключевое испытание героя (зачастую
смертью).
* В терминах классической поэтики это - кульминация повествовательной
интриги.
4) Фаза преображения: перемена статуса героя, внешнего (социального) или
внутреннего (психологического); символическое «перерождение».
* В терминах классической поэтики это - развязка интриги.
На практике не всегда персонажи проходят все четыре фазы или проходят их
последовательно (т.е. когда фабула развертывается параллельно развертыванию
сюжета).

Данная классификация применяется преимущественно к прозаическим и
драматургическим художественным произведениям; лирику нередко называют
бессюжетной, т.к. вместо фабулы здесь - единичная ситуация (или, реже,
некоторая последовательность этих ситуаций). Однако сюжет в лирике
присутствует, хотя и в редуцированном виде: даже когда он сводится к одному-
единственному эпизоду, в этом эпизоде тем не менее происходит некое событие
в ментальном мире лирического героя, а реализация этого события в тексте и
есть в данном случае сюжет.