Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/SpeechGroup/publications/z-1.doc
Дата изменения: Thu Mar 10 15:18:39 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 13:05:46 2007
Кодировка: Windows-1251

О СКРЫТОЙ И СМЕЩЕННОЙ ВОПРОСИТЕЛЬНОСТИ


И. М. Кобозева, Л. М. Захаров

koboz@philol.msu.ru, leon@philol.msu.ru



Вопросительность в контексте данного исследования трактуется как одно из
зна?ений граммати?еской категории, именуемой 'синтакси?еским типом
предложения' или 'типом предложения по цели высказывания'. Уто?ним, ?то
категорию синтакси?еского типа можно и должно относить не только к
предложениям как целостным единицам коммуникации, но и к сентенциальным
составляющим (клаузам). Так, в следующих примерах к вопросительному
синтакси?ескому типу относятся разные виды сентенциальных составляющих:

(1) а. Петя приедет?
б. Я не знаю, приедет ли Петя.
в. Приезжай скорее, слышишь?

В (1 а) вопросительным является простое независимое предложение; в (1 б)
вопросительность характеризует придато?ную ?асть сложнопод?иненного
предложения, тогда как все предложение как целое относится к
повествовательному типу; в (1 в) вопросительность характеризует вводное
предложение, при том ?то все предложение в целом относится к типу
побудительных. Синтакси?еский тип предложения (клаузы) определенным образом
соотносится с иллокутивным типом высказываний, или ре?евых актов, обы?но
осуществляемых с помощью таких предложений (не слу?айно эти типы в
традиционной граммати?еской терминологии напрямую связываются с целью
высказывания - главным компонентом его иллокутивной функции). Если
пользоваться номенклатурой иллокутивных типов, предложенной Дж. Серлем
[Серль 1986], то полу?ится, ?то повествовательные предложения оформляют
ре?евые акты репрезентативного типа (сообщение, утверждение и т. п.),
вопросительные предложения предназна?ены для осуществления ре?евого акта
вопроса, побудительным предложениям соответствуют ре?евые акты директивного
типа (просьба, приказ и т. п.). Однако, соответствие между синтакси?еским
типом предложения и иллокутивным типом ре?евого акта не является
взаимнооднозна?ным. Так, предложения вопросительного типа используются не
только для задания вопросов , но и с целью эмфати?еского
утверждения/отрицания (ритори?еские вопросы), побуждения (Не передадите ли
вы мне соль?) и в ряде других, так называемых втори?ных функций (см.
[Русская грамматика 1980], [Кобозева 1988]).

А ре?евой акт вопроса может быть осуществлен не только с помощью
вопросительного предложения, но и с помощью предложений. относящихся к
другим синтакси?еским типам (ср. Хотел бы услышать ваше мнение по этому
поводу; Назовите вашего любимого писателя). Таким образом, вопросительность
как граммати?ескую характеристику сентенциальной составляющей нельзя
отождествлять с иллокутивной функцией вопроса, то есть с прагмати?еской
целью полу?ения информации. Из трех примеров вопросительных составляющих,
приведенных выше, только в (1 а) вопросительности соответствует ИФ вопроса.
В составе (1 б) вопросительность придато?ного вообще не имеет отношения к
ИФ, служа средством выражения модальности соответствующей пропозиции (см.
понятие вопросительной модальности в [Паду?ева 1974: 197]). В (1 в)
вопросительность вводного предложения с парентети?еским глаголом слышать,
имеет некоторое отношение к ИФ предложения в целом, но служит, в отли?ие от
(1 а) не средством оформления РА вопроса, а средством модификации
директивной ИФ главного предложения, сигнализируя о том , ?то это не просто
побуждение, а побуждение настой?ивое.

Понимаемая таким образом категория вопросительности в русском языке имеет
два ряда показателей - лекси?еские и просоди?еские. Лекси?ескими
показателями вопросительности служат вопросительные местоимения и
вопросительные ?астицы. Под просоди?ескими показателями вопросительности мы
имеем в виду интонационную конструкцию (ИК) или группу ИК,
характеризующуюся восходящим движением тона в центре ИК - ударном слоге
интонационно выделенного слова. В известной системе ИК Е. А. Брызгуновой к
ним относятся ИК-3 и ИК-4. Этот просоди?еский показатель служит
единственным показателем вопросительности в общевопросительных предложениях
без ?астиц ли и неужели. В ?астновопросительных предложениях и
общевопросительных предложениях с указанными ?астицами вопросительность
выражается лекси?ески, а интонационное их оформление не отли?ается от
оформления повествовательных предложений. Так, ИК-2, который, по Е. А.
Брызгуновой, характеризует прежде всего ?астновопросительные предложения,
используется также в предложениях повествовательных, содержащих
контрастивно выделенные составляющие. Коррелятом просоди?еского показателя
вопросительности в письменной ре?и служит пунктуационный знак - знак
вопроса. Опять-таки, приходится отме?ать неполноту данного соответствия,
поскольку знак вопроса ставится не только в конце общевопросительных
предложений, имеющих в устной форме просоди?еский показатель
вопросительности, но и в конце предложений, интонация которых не является
собственно вопросительной, - ?астновопросительных и содержащих ?астицу ли
или подобные ей вопросительные ?астицы.

Теперь мы можем определить понятия скрытой и смещенной вопросительности.
Под скрытой вопросительностью мы понимаем явление отсутствия в предложении
вопросительного знака при нали?ии просоди?еского показателя
вопросительности в устной форме этого предложения хотя бы в одной из его
сентенциальных составляющих. Термином смещенная вопросительность мы
обозна?аем ситуацию, когда в предложении есть вопросительный знак при том,
?то одна из его сентенциальных составляющих в уст-ной форме является
носителем иного, невопросительного просоди?еского показателя.

Сразу же скажем. ?то оба эти типа несоответствия вызваны тем, ?то в
письменной форме кодифицированного литературного языка место то?ки,
вопросительного знака и восклицательного знака, закреплено: они ставятся
только в конце предложения. Будем называть эти знаки концевыми.
Встре?ающиеся в художественной литературе слу?аи употребления знака вопроса
в середине предложения весьма редки и квалифицируются как авторские знаки.
Ср. следующий пример из [Грамматика 1954: 163]:

(2) Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе
представить? - ни

похожего номера, ни такого ?исла мая месяца в сенатских решениях не
обнару

живается. (К. Федин)

Итак, то?ка, знак вопроса и восклицательный знак могут стоять только в
конце предложения. Если предложение простое и не осложненное (графи?ески
это проявляется в отсутствии внутри него каких-либо знаков препинания), то
ясно, ?то при его произнесении соответствующие ИК должны быть реализованы в
пределах этого предложения на всем его пространстве. Если же предложение
сложное или осложненное разного рода оборотами (по правилам русской
пунктуации графи?ески это отражается нали?ием внутри него неконцевых знаков
препинания - запятой, двоето?ия, тире или скобок), то однозна?ность
просоди?еской интерпретации концевых знаков утра?ивается. В одних слу?аях
они по-прежнему отражают ИК, реализуемую на всем пространстве данного
предложения, как в следующих примерах:

(3) Он знает, ?то дом продан.

(4) Он знает, ?то дом продан?

В таких слу?аях внутренние знаки препинания отражают только синтакси?еское
?ленение, а для просодии они 'прозра?ны' и при автомати?еском озву?ивании
предложения могут просто стираться.

В других слу?аях концевые знаки препинания отражают ИК, реализуемую только
на одной из сентенциальных составляющих, как в следующих примерах, взятых
из множества аналоги?ных им слу?аев, входящих в имеющуюся у нас выборку:

(5) Надо, ?тобы ей у нас было хорошо,|| понятно?

(6) [- Зна?ит, так она у тебя и живет? А у?иться? Работать?]

- Понимаешь, в том и дело! [Паспорта еще нет, только в ноябре
полу?ит.]

В предложении (5) вопросительная ИК реализуется только на второй ?асти
бессоюзного сложного предложения - слове понятно, а первая ?асть (с на?ала
до запятой) произносится как повествовательное предложение с нисходящим
тоном на интонационно выделенном слове хорошо. Ср. (5) с (5?), где при
аналоги?ной пунктуации и сходном лекси?еском составе вопросительная ИК
реализуется на всем сложном предложении (на хорошо тон ровный или
восходящий):

(5?) Что ей у нас хорошо,| тебе понятно?


Таким образом, предложение (5) иллюстрирует введенное нами понятие
смещенной вопросительности. При автомати?еском озву?ивании предложений,
подобных (5), следовало бы в ходе предредактирования заменять запятую
то?кой.

В (6), напротив, стоящий в конце предложения вопросительный знак, который в
письменной форме ре?и отображает ту или иную разновидность
'восклицательной' интонации (здесь - ИК-5 по Е. А. Брызгуновой), 'скрывает'
тот факт, ?то вводное предложение понимаешь произносится вопросительно (в
принципе возможна и интонация собственно вводности, но в данном контексте,
когда говорящий 'оправдывается', она явно менее вероятна). Таким образом,
вопросительность одной из сентенциальных составляющих оказывается скрытой.
При автомати?еском озву?ивании в слу?аях такого типа следовало бы в режиме
предредактирования заменить запятую на знак вопроса.

Литература

Кобозева И. М. О перви?ных и втори?ных функциях вопросительных
предложений // Текст в ре?евой деятельности (перевод и лингвисти?еский
анализ). М., 1988, с. 39-46.
Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика. Т. 1. М., 1982. С. 96-
122.