Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/youth/annot_2005-osen.doc
Дата изменения: Fri Oct 7 18:12:58 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 20:28:46 2007
Кодировка: koi8-r

Структура кабардино-черкесского языка
Алексей Богданов
bidon@inbox.ru

Все мы привыкли к тому, что под «изучением» языка понимается процесс,
в результате которого обучаемый должен заговорить на данном языке,
научиться писать, используя его алфавит, научиться понимать людей,
говорящих на данном языке с детства. Однако лингвисты при изучении языков
обычно ставят перед собой несколько другие цели. Они не пытаются учить
наизусть слова, «устойчивые сочетания» и «формулы вежливости», при записи
текстов они обычно используют свою собственную систему орфографии
(алфавит), умение говорить на языке и понимать носителей языка без словаря
также не является обязательным. Все это из-за того, что лингвисты пытаются
изучать структуру языка.
На занятиях семинара планируется обсудить структурные особенности
кабардино-черкесского языка, в том числе (и особенно) те, которые отличают
его от других известных участникам семинара языков (русского, английского,
.). Обсуждения всех этих особенностей планируется сопровождать кратким
теоретическим экскурсом и примерами из данного языка. В случае если
останется достаточно времени, планируется разбирать тексты на данном языке.
(Тексты будут обязательно сопровождаться пословным и литературным
переводами на русский язык.)
«Изучение» (в обычном смысле этого слова) кабардино-черкесского
языка, а также привлечение носителей языка не планируется.




Введение в математическую логику

Филипп Дудчук, Денис Паперно
dudchuk@mail.ru, denis_paperno@mail.ru
http://seminars.narod.ru/fall2005

Всякому человеку, изучающему русский язык в школе, покажется
удивительным, что между языкознанием и математикой существует прочная
связь.
Мы познакомим слушателей с основными математическими понятиями,
которые используют в своих исследованиях лингвисты, покажем, как о языке
можно рассуждать математически строго.
Первые занятия нашего спецкурса будут посвящены теории множеств. Далее
будут затронуты некоторые вопросы математической логики и смежных
дисциплин:
. логика высказываний
. логика предикатов
. синтаксис формальных языков
. семантика формальных языков
. теория грамматик
Приглашаем всех независимо от математической и лингвистической
подготовки.



Введение в семантику

Маша Строева
mashastroeva@gmail.com

Когда человек начинает заниматься лингвистикой (то есть пытаться
анализировать язык), у него, как правило, возникает много вопросов.
Например, что такое «электрическое полотенце» и «молочный сторож» и откуда
они взялись? Что общего между белой вороной и черной овцой? Зачем нам два
разных слова - «есть» и «питаться»? Означают ли они одно и то же и как это
можно выяснить? Наконец, почему много взрослых и серьезных людей тратят
кучу времени на изучение значений слов и одному слову «закуска» посвящают
целую статью?
Задача нашего семинара - получить ключ к ответам на эти вопросы,
который может предоставить нам наука семантика, и его помощью найти ответы.
Семинар предполагает выполнение нескольких домашних заданий и решение
лингвистических задач.
Происхождение звуков,
или
Взгляд на звучащую речь с точки зрения физики

Катя Зудина
eazoudina@nm.ru

На нашем семинаре мы расскажем вам, каким образом появляются звуки,
какие условия необходимы для появления гласных и согласных звуков.
Например, для появления согласного необходимо, чтобы была создана преграда
на пути движения воздуха, иначе получится гласный.
Мы рассмотрим классификацию звуков с точки зрения места их образования
и способа, которым они произведены. Почувствуем, чем, например, отличается
[т] от [д], [с] и [ч], ведь на самом деле совсем немногим.
Далее мы посмотрим, какие практические приложения может иметь эта
информация, а именно узнаем способы представления звучащей речи в
компьютере и попробуем распознать звуковой сигнал по картинкам, которые
умеют строить записывающие устройства.

Несмотря на физический уклон данной темы, для посещения этого семинара
не требуется никакой особой подготовки, зато это поможет по-новому
взглянуть на такие довольно разные дисциплины, как русский язык[1] и
физика.



Типология частей речи

Дима Залманов, Алина Файнвейц
f-sufferer@mail.ru, fainalex@mtu-net.ru

С первого класса, как нам кажется, мы имеем четкое представление о
том, что такое части речи и какие роли в предложении они могут играть. Наши
учебники русского языка содержат определения существительного, глагола и
др., которые (вроде бы) невозможно опровергнуть (во всяком случае, если
смотреть только на родной язык).
Но даже в знакомых иностранных языках картина чуть-чуть иная.
Например, тот самый инфинитив, который мы себе не можем даже представить в
сочетании с предлогом, спокойно нарушает это «правило» во французском и
немецком:

Il rИpond toujours sans hИsiter.
он отвечает всегда без колебаться
Он всегда отвечает, не колеблясь.

Ich muss arbeiten um Geld zu verdienen.
я должен работать чтобы деньги к зарабатывать
Я должен работать, чтобы зарабатывать деньги.

Ну а если отойти еще чуть-чуть подальше, то начнется такооооое.. А что
начнется, вы узнаете, если придете к нам на семинар. Мы вас ждем.
-----------------------
[1] Хотя в основном мы будем рассказывать про русский язык, материалы
других языков также будут активно привлекаться.