Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~pk/lit2009.doc
Дата изменения: Thu Feb 25 15:39:09 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:08:39 2012
Кодировка: koi8-r

Задания олимпиады «Ломоносов» по литературе 2009 года
Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:
1. Народная война в романах А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Л.Н. Толстого
«Война и мир».
2. Сила любви и страха у Катерины Кабановой.
3. Художественное воплощение добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита».

Общие требования
Письменная работа выявляет способность абитуриента свободно и
самостоятельно анализировать произведения, уровень его владения
литературным языком. Если тема предполагает сопоставление творчества разных
авторов (напр., «Народная война в романах А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого»),
то текст работы не должно распадаться на отдельные, слабо связанные между
собой фрагменты, посвященные разным авторам, а сопоставительный анализ
проводиться на протяжении всего текста.
Кроме того, вводятся следующие формальные критерии оценки:

1. Композиционный: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз);
избранная автором последовательность рассуждения (от общего к частному
или от частного к общему) не должна нарушаться;
2. Тематический: все, о чем говорится в работе по литературе, должно быть
непосредственно связано с темой; остальное при переписывании черновика
следует вычеркнуть;
3. Риторический: 1) каждое значимое утверждение должно сопровождаться
анализом текста: если цитата или отсылка к тексту не комментируется,
остается неясной ее функция; 2) заключение обязательно (лучше всего, если
оно строится как перечисление главных тезисов основной части); вступление
д.б. предельно лаконичным (напр., в 2-3 предложениях перечисляются
основные аспекты темы);
4. Стилистический: следует 1) избегать употребления незнакомых слов и
тавтологических сочетаний («патриот Родины»); 2) следить за согласованием
(время, род, число, падеж); 4) продумать порядок слов в каждом
предложении;
5. Логический: одни утверждения автора не должны противоречить другим

1. Народная война в романах А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Л.Н.Толстого
«Война и мир»
Победитель:
Показано, что, хотя характер описываемых исторических событий в
«Капитанской дочке» и «Войне и мире» принципиально различен («бунт» и
сопротивление нашествию), и для Пушкина, и для Толстого важна идея единства
нации, то, что объединяет людей всех сословий. В работе обсуждаются или
хотя бы упоминаются не только главные герои, но и второстепенные персонажи;
в части работы, посвященной «Войне и миру», непременно должно говориться о
партизанском движении и об отношении к нему Толстого. Автор понимает, что
жанровая природа произведений Пушкина и Толстого различна; понимает, что
«Капитанская дочка» и «Война и мир» написаны в разные эпохи. Если автор
обсуждает исторический и литературный контекст, то не допускает фактических
ошибок и неточностей.
Призер:
Соблюдены условия, предъявляемые к работам-победителям, но не все
важные для темы герои и эпизоды упомянуты - при том, что обнаружено
хорошее знание текстов обоих произведений. Есть отдельные фактические и/или
грамматические ошибки, некоторые стилистические погрешности (это относится
и к призерам, выбравшим вторую и третью темы).

Работа, оцениваемая как неудачная:
Тема раскрыта недостаточно полно, схематично, чаще всего потому, что
общие суждения не подкрепляются анализом конкретных эпизодов текста; мало
внимания уделено сравнению романов Пушкина и Толстого. Автор испытывает
затруднения, выражая свои мысли, есть многочисленные орфографические,
пунктуационные или стилистические ошибки; фактические ошибки
свидетельствуют о недостаточно хорошем знании текстов (это относится и к
участникам, выбравшим вторую и третью темы).


2. Сила любви и страха у Катерины Кабановой

Победитель:
Автор не ограничивается пересказом содержания пьесы или описанием
образа главной героини, но предлагает именно рассуждение на предложенную
тему, выбирая для анализа те сцены «Грозы», которые имеют отношение к
предложенному вопросу. Обсуждаются религиозные представления главной
героини и других калиновцев. Автор понимает, что предложенный вопрос
предполагает разговор о внутреннем конфликте в душе героини и,
следовательно, о жанровом своеобразии пьесы, о трагическом начале. При этом
в работе допускаются различные трактовки жанра «Грозы» (и как трагедии, и
как драмы).
Призер:
При том, что тема понята верно и раскрыта достаточно подробно, в
работе есть отдельные лишние элементы, например, более подходящие для темы
«Образ Катерины Кабановой». Сложность проблемы жанровой природы пьесы не
осознается или обсуждается слишком мало. Из важнейших эпизодов пьесы,
имеющих отношение к предложенной теме, разобраны или упомянуты некоторые.



3. Художественное воплощение добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Победитель:
Автор понимает сложность булгаковских представлений о добре и зле,
то, что для Булгакова добро и зло не только противопоставлены, но и
связаны; разбираются сюжетные линии романа и образы персонажей,
подтверждающие эту мысль (Воланд в советской Москве, роль Воланда в судьбе
Мастера, Маргарита-ведьма и др.). Обсуждается, как в романе Булгакова
использовано и интерпретировано Евангелие, многие общекультурные символы,
образы, литературная традиция изображения дьявола (эпиграф из «Фауста»
Гете, напр.). Говорится не только о проблематике романа, но и о
художественном воплощении этой проблематики.
Призер:
Автор не обсуждает или обсуждает слишком лапидарно отношение романа
Булгакова к общекультурной и литературной традиции; проанализированы
некоторые из важнейших эпизодов и персонажей романа, имеющих отношение к
теме. Сложный вопрос о художественном воплощении добра и зла в романе
отчасти подменяется вопросом о проблематике романа.