Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.philol.msu.ru/~rki/advance-guard/tragedia_i_opera.html
Дата изменения: Sat Dec 5 19:19:18 2009 Дата индексирования: Tue Oct 2 16:21:44 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Художник Малевич* много работал над костюмами и декорациями к моей опере. Хотя в ней и значилась на афише одна женская роль, но, в процессе режиссерской работы, и она была выброшена. Это, кажется, единственная опера в мире, где нет ни одной женской роли! Все делалось с целью подготовить мужественную эпоху, на смену женоподобным Аполлонам и замызганным Афродитам.
Афиши о спектаклях футуристов были расклеены по всему городу. Одна из них - литографированная, с огромным рисунком О. Розановой, где в призмах преломлялись цвета белый, черный, зеленый, красный, образуя вертящуюся рекламу, - невольно останавливала внимание.
Текст афиши был краток:
Итак - первым вышел на растерзание публики В. Маяковский. Об этом выступлении много писали, я же добавлю, что в этой пьесе Маяковский так же прекрасно читал, как и в следующие годы, когда публика рвалась и ломилась на его выступления и восторженно его приветствовала. Но на спектакле, вместо бурных восторгов, Маяковский вызвал недоумение и порой протесты.
А Маяковский читал не только поразительно, но и поражающе <...>. И сейчас помню эти строки пролога:
Вам ли понять,В 'Трагедии' Маяковского изображены поэт-футурист, с одной стороны, и всяческие обыватели, 'бедные крысы', напуганные бурными городскими темпами - 'восстанием вещей', с другой.
Винные витрины,Вместе с восстанием вещей близится и иной, более грозный социальный мятеж - изменение всего лица земли, любви и быта.
Испуганные людишки несут свои слезы, слезинки поэту, взывая о помощи. Тот собирает их и укладывает в мешок.
До этого момента публика, пораженная ярчайшими декорациями <:>, изображавшими город в смятении, необыкновенными костюмами и по-новому гремевшими словами, - сидела сравнительно спокойно.
Когда же Маяковский стал укладывать слезки и немного растянул здесь паузу (чтоб удлинить спектакль!) - в зрительном зале раздались единичные протестующие возгласы. Вот и весь 'страшный скандал' на спектакле Маяковского. Правда, когда уже был опущен занавес, раздавались среди аплодисментов и свистки, и всевозможные крики, как то обычно бывает на премьерах, новых, идущих вразрез с привычными постановками. <...>
Вслед за спектаклем Маяковского шла опера 'Победа над солнцем'. Сцена была 'оформлена' так, как я ожидал и хотел. Ослепительный свет прожекторов. Декорации Малевича состояли из больших плоскостей - треугольники, круги, части машин. Действующие лица - в масках, напоминавших современные противогазы. Костюмы по рисункам Малевича были построены кубистически: картон и проволока. Это меняло анатомию человека - артисты двигались, скрепленные и направляемые ритмом художника и режиссера. В пьесе особенно поразили слушателей песни Испуганного (на легких звуках) и Авиатора (на одних согласных) - пели опытные актеры. Публика требовала повторения, но актеры сробели и не вышли.
Хор похоронщиков, построенный на неожиданных срывах и диссонансах, шел под сплошной, могучий рев публики. Это был момент наибольшего скандала на наших спектаклях!
<:> Основная тема пьесы - защита техники, в частности - авиации. Победа техники над космическими силами и над биологизмом.
Солнце <:>Эти и подобные строчки страшным басом ревели Будетлянские силачи.
Вот что говорили о главной идее оперы ее оформители, мои соавторы - композитор Матюшин и художник Малевич:
'Смысл ее - ниспровержение одной из больших художественных ценностей - солнца в данном случае <...>. Существуют в сознании людей и определенные, установленные человеческой мыслью связи между ними.
Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира, от этих связей, мыслимых в нем. Мир они хотят превратить в хаос,
установленные ценности разбивать в куски и из этих кусков творить новые ценности, делая новые обобщения, открывая новые неожиданные и невидимые связи.
Вот солнце - это бывшая ценность - их поэтому стесняет и им хочется ее
ниспровергнуть.
Процесс ниспровержения солнца и является сюжетом оперы. Его должны выражать действующие лица оперы словами и звуками'.
Впечатление от оперы было ошеломляющее. Мы хотели дать оплеуху общественному мнению и добились своего.