Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/about/kaf/psychophysiology/program/child.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 01:29:42 2016
Кодировка: Windows-1251
Психофизиология ребенка и подростка
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа курса
Психофизиология ребенка и подростка

Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

Методические аспекты возрастной психофизиологии. Электрофизиологические исследования мозгового обеспечения функциональных состояний и различных видов когнитивной деятельности в онтогенезе. ЭЭГ, спектрально-корреляционный анализ. Оценка функции когерентности ритмических составляющих ЭЭГ и ее функциональная значимость. Анализ ССП (главные компоненты, разностные кривые). Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований.

Морфофункциональное строение коры больших полушарий. Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания. Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции. Закономерности созревания. Лобные отделы неокортекса (морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия).

Электроэнцефалограмма. Информативность ЭЭГ. Новые подходы к анализу ЭЭГ спокойного бодрствования нормальной популяции детей. Структурный анализ ЭЭГ, экспертная система. Формирование ЭЭГ в ходе индивидуального развития. Становление альфа-ритма, его функциональной гетерогенности.

Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Направленность эволюции. Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта. Исследования методом ВП и ССП.

Онтогенетические особенности осуществления процесса внимания. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Связь внимания с потребностной сферой и блоком анализа и обработки информации. Регуляторная (модулирующая) система мозга и внимание. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания.

Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования.

Характеристика этапов онтогенетического развития.

Младенческий возраст. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни. Основные новообразования младенческого возраста.

Особенности детей 6-7-летнего возраста. Характеристика основных возрастных преобразований, их качественный характер. Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика. Связь с функциональным созреванием мозга. Усиление межиндивидуальной вариабельности с началом обучения и его закономерный характер. Возрастная специфика мозгового обеспечения восприятия и внимания. Особенности полушарной специализации.

Характеристика подросткового периода онтогенеза. Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность. Противоречивый характер подросткового возраста. Кризисный период. Приобретения и потери.

Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости. Адаптационные возможности в подростковом возрасте. Особенности восприятия, внимания, мотивационных процессов и эмоциональности у подростков. Факторы риска дезадаптации и асоциального поведения в подростковом возрасте. Кризисный характер подросткового периода развития.

Литература

Основная:

  • Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1983. С. 118-138.
  • Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1985. С.6-20, 111-126.
  • Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. С. 55-103, 125-139.
  • Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 168-177.

Дополнительная:

  • Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга // Физиология человека, 1991. Т.17. ? 5. С. 17-27.
  • Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И., Кулаковский Ю.В. Динамический характер и возрастная обусловленность функциональной организации мозга при внимании // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. ? 2. С. 196-208.
  • Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Региональная и полушарная специализация операций зрительного опознания. Возрастной аспект // Физиология человека. 1999. Т. 25. ? 1. С. 15-23.

Программу составила
Н.В.Дубровинская,
доктор биологических наук,
Институт возрастной физиологии РАО

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский