Задача настоящего спецкурса - обобщение
данных по природным основам индивидуальных
различий и индивидуальности как целостности на
основе типологической теории И.П.Павлова с
учетом нейрофизиологического этапа ее развития.
Основные факторы происхождения
индивидуальных различий и становления
индивидуальности. Индивидуальные различия у
животных и человека как предмет
дифференциальной психологии и психофизиологии.
Основные факторы происхождения индивидуальных
различий: наследственность и среда, врожденное и
приобретенное.
Единство природного и социального в человеке:
понятия 'организм', 'личность',
'индивидуальность', их соотношение. Структура
индивидуальности и личности с точки зрения
дифференциальной психологии и психофизиологии.
Подструктуры индивидуальности - мотивация,
темперамент, способности, характер и связывающие
их структурообразующие признаки:
эмоциональность, активность, саморегуляция и
побуждения. Основные природные факторы,
связанные с подструктурами индивидуальности.
Личность и индивидуальность как 'закрытые' и
'открытые' системы. Направленность и ее виды.
Категории деятельности, жизнедеятельности,
поведения.
Методы дифференциальной психологии и
психофизиологии. Значение достижений общей
психофизиологии и дифференциальной психологии
для становления научных методов психофизиологии
индивидуальных различий. 'Типологический' и
'измерительный' принципы. Виды статистического
анализа.
Развитие электрофизиологических методов и их
применение для измерения индивидуальных
различий. Спонтанная и вызванная ритмика.
Основные составляющие ЭЭГ, вызванные потенциалы
и реакция навязывания ритма, их использование в
анализе безусловнорефлекторной и
условнорефлекторной деятельности мозга и
поведения. Резонансная теория. Роль генотипа в
параметрах спонтанной и вызванной ритмики.
Объединение физиологического, психологического
и поведенческого уровней в комплексных
исследованиях индивидуальных различий.
Типологические свойства нервной системы как
главные нейрофизиологические характеристики
индивидуальности. Центральная нервная
система. Высшая нервная деятельность и методы ее
изучения у животных и человека. Типологическая
концепция И.П.Павлова. Свойства нервной системы,
общие у животных и человека. Типы как
совокупность свойств и как картина поведения.
Сходство и различие типологии Гиппократа и
Павлова.
Специально человеческие свойства нервной
системы: 'художники', 'мыслители' и 'средний
тип'. Исследования симметрии-асимметрии
головного мозга. Амплитуды и латентные периоды
компонентов специфических и неспецифических
вызванных потенциалов. Характеристики
взаимодействия двух сигнальных систем.
Соотношение основных и специально человеческих
свойств нервной системы.
Б.М.Теплов - основатель отечественной школы
дифференциальной психофизиологии. Развитие
павловской типологической концепции
применительно к человеку. Значение исследований
Б.М.Теплова по сенсорной психофизиологии для
разработки типологической теории.
Концепция А.Р.Лурия об энергетическом,
информационном и регуляторном мозговых блоках.
Вклад В.Д.Небылицына в теорию основных свойств
нервной системы. Внедрение новых методов и
направлений исследования. Общие и частные
свойства нервной системы. Изучение природных
предпосылок активности и эмоциональности.
Типологические свойства нервной системы и
проблемы личности и индивидуальности в трудах
Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина. Место теории свойств
нервной системы в концепциях психофизиологов и
персонологов Запада (Я.Стреляу, Г.Айзенк,
Р.Б.Кэттелл, Дж.Грей).
'Безусловнорефлекторные' типологические
свойства нервной системы - сила, лабильность,
активированность.Их сходство и различие со
свойствами, определяемыми с помощью
условно-рефлекторных методик - подвижностью и
балансом по динамичности. Проблема
'расщепления' свойств.
Биоэлектрические и небиоэлектрические
показатели свойств силы и лабильности. Значение
концепции Введенского-Ухтомского в раскрытии
общебиологического значения лабильности и роль
последней в скоростных параметрах ВНД.
Свойство активированности и его
электрофизиологические показатели. Значение
работ Мэгуна и Моруцци и их последователей в
изучении механизмов бодрствования и сна в связи
с эффективностью поведения.
Ориентировочный рефлекс. Реакция на новизну и
негативное научение. Развитие концепции
ориентировочного рефлекса И.П.Павлова в
современной психофизиологии. Е.Н.Соколов и его
школа. Ориентировочный рефлекс в составе
индивидуально-типологических различий по
одаренности, уровню когнитивных процессов.
Соотношение мотивации, темперамента,
способностей, характера с типологическими
свойствами нервной системы. Понятия структуры
индивидуальности и личности. Индивидуальность
как неповторимая целостность. Сочетания
типологических свойств нервной системы в их
ЭЭГ-выражении с измерениями параметров
индивидуальности и личности.
Мотивация. Определения. Связь потребностей и
мотивов. Витальные, социальные, идеальные
потребности по П.В.Симонову. Классификация
потребностей по А.Маслоу. Эмоциональность и
побуждения в их индивидуальных вариациях.
Положительные и отрицательные эмоции, их
регуляция. Соотношение с различной
выраженностью и комбинацией общих и специально
человеческих типологических свойств нервной
системы.
Темперамент. Определения. Эмоциональность и
активность как черты темперамента. Современные
психофизиологические исследования активности и
эмоциональности, активности и реактивности
(Я.Стреляу, В.Д.Небылицын, А.И.Крупнов,
А.Е.Ольшанникова, В.М.Русалов и др.).
Способности. Определения. Теория способностей
Б.М.Теплова. Активность и саморегуляция как
интегральные параметры способностей (Н.С.Лейтес).
Классификация общих
(ориентировочно-исследовательских,
познавательных и коммуникативных) и специальных
(музыкальных, языковых, математических,
педагогических, литературных и др.) способностей.
Их задатки - комбинации общих и специально
человеческих типологических свойств нервной
системы. Соотношение способностей и склонностей,
интересов (обусловленных мотивацией) с
успешностью деятельности. Талант. Гений. Критика
патологических теорий одаренности. Вклад
отечественной психологии и психофизиологии в
теорию способностей и одаренности. Пути
измерения задатков способностей.
Характер. Определения. Саморегуляция (воля как
ее высший уровень) и направленность как
интегральные параметры характера (Д.Н.Левитов).
Связь непроизвольной и произвольной регуляции в
их индивидуальных вариациях с различной
выраженностью и комбинацией общих и специально
человеческих типологических свойств нервной
системы. Соотношение темперамента и характера.
Акцентуации.
Значение исследований
индивидуально-типологических различий для
теории и практики:
а) индивидуальность и личность в поведении и
общении;
б) индивидуальные различия в факторах риска;
в) роль индивидуально-типологических различий
в формировании индивидуального стиля и
результативности спортивной, учебной и трудовой
деятельности;
г) значение индивидуально-типологических
различий в профессиональном отборе.
Литература
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические
труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 5-12, 200-213.
- Анастази А. Дифференциальная психология //
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под
ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1982. С. 8-14.
- Голубева Э.А. Способности и
индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 304 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1973. С. 84-124.
- Малых С.Б. Исследования генетической
детерминации ЭЭГ человека // Вопросы психологии.
1997. ? 6. С. 109-130.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические
труды. М.: Педагогика, 1990. 403 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т.
М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 63-71, 77-89,
267-293, 320-343, 344-349.
- Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. 330 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.:
Педагогика, 1985. Т.I. 328 с; Т. II. 357 с.
Избранные психологические труды:
- Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной
психологии. М.; Воронеж, 1998. 378 с.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных
различий. М.: Планета детей, 1997. 327 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы
исследования активности человека // Вопросы
психологии. 1984. ? 3. С.25-32.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических
свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое
пособие. М.: ИП РАН, 1997. 50 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом
развитии. М.: Прогресс, 1982. 230 с.
- Штерн В. Дифференциальная психология и ее
методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.
Программу составила
Э.А.Голубева,
доктор психологических наук,
Институт психологии РАО