Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/about/kaf/psychophysiology/program/differ.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 02:09:43 2016
Кодировка: Windows-1251
Психофизиология индивидуальных различий
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа курса
Психофизиология индивидуальных различий

Задача настоящего спецкурса - обобщение данных по природным основам индивидуальных различий и индивидуальности как целостности на основе типологической теории И.П.Павлова с учетом нейрофизиологического этапа ее развития.

Основные факторы происхождения индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное.

Единство природного и социального в человеке: понятия 'организм', 'личность', 'индивидуальность', их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии и психофизиологии. Подструктуры индивидуальности - мотивация, темперамент, способности, характер и связывающие их структурообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Основные природные факторы, связанные с подструктурами индивидуальности. Личность и индивидуальность как 'закрытые' и 'открытые' системы. Направленность и ее виды. Категории деятельности, жизнедеятельности, поведения.

Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. 'Типологический' и 'измерительный' принципы. Виды статистического анализа.

Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий. Спонтанная и вызванная ритмика. Основные составляющие ЭЭГ, вызванные потенциалы и реакция навязывания ритма, их использование в анализе безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности мозга и поведения. Резонансная теория. Роль генотипа в параметрах спонтанной и вызванной ритмики. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий.

Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности. Центральная нервная система. Высшая нервная деятельность и методы ее изучения у животных и человека. Типологическая концепция И.П.Павлова. Свойства нервной системы, общие у животных и человека. Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Сходство и различие типологии Гиппократа и Павлова.

Специально человеческие свойства нервной системы: 'художники', 'мыслители' и 'средний тип'. Исследования симметрии-асимметрии головного мозга. Амплитуды и латентные периоды компонентов специфических и неспецифических вызванных потенциалов. Характеристики взаимодействия двух сигнальных систем. Соотношение основных и специально человеческих свойств нервной системы.

Б.М.Теплов - основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Развитие павловской типологической концепции применительно к человеку. Значение исследований Б.М.Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.

Концепция А.Р.Лурия об энергетическом, информационном и регуляторном мозговых блоках.

Вклад В.Д.Небылицына в теорию основных свойств нервной системы. Внедрение новых методов и направлений исследования. Общие и частные свойства нервной системы. Изучение природных предпосылок активности и эмоциональности.

Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в трудах Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина. Место теории свойств нервной системы в концепциях психофизиологов и персонологов Запада (Я.Стреляу, Г.Айзенк, Р.Б.Кэттелл, Дж.Грей).

'Безусловнорефлекторные' типологические свойства нервной системы - сила, лабильность, активированность.Их сходство и различие со свойствами, определяемыми с помощью условно-рефлекторных методик - подвижностью и балансом по динамичности. Проблема 'расщепления' свойств.

Биоэлектрические и небиоэлектрические показатели свойств силы и лабильности. Значение концепции Введенского-Ухтомского в раскрытии общебиологического значения лабильности и роль последней в скоростных параметрах ВНД.

Свойство активированности и его электрофизиологические показатели. Значение работ Мэгуна и Моруцци и их последователей в изучении механизмов бодрствования и сна в связи с эффективностью поведения.

Ориентировочный рефлекс. Реакция на новизну и негативное научение. Развитие концепции ориентировочного рефлекса И.П.Павлова в современной психофизиологии. Е.Н.Соколов и его школа. Ориентировочный рефлекс в составе индивидуально-типологических различий по одаренности, уровню когнитивных процессов.

Соотношение мотивации, темперамента, способностей, характера с типологическими свойствами нервной системы. Понятия структуры индивидуальности и личности. Индивидуальность как неповторимая целостность. Сочетания типологических свойств нервной системы в их ЭЭГ-выражении с измерениями параметров индивидуальности и личности.

Мотивация. Определения. Связь потребностей и мотивов. Витальные, социальные, идеальные потребности по П.В.Симонову. Классификация потребностей по А.Маслоу. Эмоциональность и побуждения в их индивидуальных вариациях. Положительные и отрицательные эмоции, их регуляция. Соотношение с различной выраженностью и комбинацией общих и специально человеческих типологических свойств нервной системы.

Темперамент. Определения. Эмоциональность и активность как черты темперамента. Современные психофизиологические исследования активности и эмоциональности, активности и реактивности (Я.Стреляу, В.Д.Небылицын, А.И.Крупнов, А.Е.Ольшанникова, В.М.Русалов и др.).

Способности. Определения. Теория способностей Б.М.Теплова. Активность и саморегуляция как интегральные параметры способностей (Н.С.Лейтес). Классификация общих (ориентировочно-исследовательских, познавательных и коммуникативных) и специальных (музыкальных, языковых, математических, педагогических, литературных и др.) способностей. Их задатки - комбинации общих и специально человеческих типологических свойств нервной системы. Соотношение способностей и склонностей, интересов (обусловленных мотивацией) с успешностью деятельности. Талант. Гений. Критика патологических теорий одаренности. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности. Пути измерения задатков способностей.

Характер. Определения. Саморегуляция (воля как ее высший уровень) и направленность как интегральные параметры характера (Д.Н.Левитов). Связь непроизвольной и произвольной регуляции в их индивидуальных вариациях с различной выраженностью и комбинацией общих и специально человеческих типологических свойств нервной системы. Соотношение темперамента и характера. Акцентуации.

Значение исследований индивидуально-типологических различий для теории и практики:

а) индивидуальность и личность в поведении и общении;

б) индивидуальные различия в факторах риска;

в) роль индивидуально-типологических различий в формировании индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности;

г) значение индивидуально-типологических различий в профессиональном отборе.

Литература

  • Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 5-12, 200-213.
  • Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 8-14.
  • Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 304 с.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 84-124.
  • Малых С.Б. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека // Вопросы психологии. 1997. ? 6. С. 109-130.
  • Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. 403 с.
  • Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 63-71, 77-89, 267-293, 320-343, 344-349.
  • Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. 330 с.
  • Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т.I. 328 с; Т. II. 357 с.

Избранные психологические труды:

  • Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998. 378 с.
  • Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 327 с.
  • Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. ? 3. С.25-32.
  • Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  • Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М.: ИП РАН, 1997. 50 с.
  • Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. 230 с.
  • Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.

Программу составила
Э.А.Голубева,
доктор психологических наук,
Институт психологии РАО

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский