Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/about/uch_sovet/gos/recomendations.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 17:48:27 2016
Кодировка: Windows-1251
Методические рекомендации для членов ГАК по применению критериев оценивания ответа при проведении устного и письменного этапов государственного экзамена по психологии
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Утверждены решением Ученого совета
факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова
? 6 от '24' июня 2009

Методические рекомендации для членов ГАК
по применению критериев оценивания ответа
при проведении устного и письменного этапов
государственного экзамена по психологии

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с п. 8 приказа ? 1155 от 25.03.2003 г. Минобразования Российской Федерации 'Об утверждении положения "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации"', зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ ?4490 от 05.05.2003 г., Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Специальность 020400 'Психология', утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17.03.2000 г. номер государственной регистрации 235 гум/сп, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Специальность 022700 'Клиническая психология', утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 17.03.2000 г. номер государственной регистрации 236 гум/сп, Уставом федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 'Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова', утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. ?223, 'Методикой создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов' (письмо Минобразования Россииот 16 мая 2002 г. ?14-55-353 ин/15), 'Методическими рекомендациями по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний' (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2002 г. ?14-55-359 ин/15, 'Типовыми критериями выставления оценок на государственном экзамене по специальностям 'Психология', 'Клиническая психология', направлению подготовки 'Психология'', утвержденными Президиумом Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию России от 12 февраля 2009 г., 'Критериями выставления баллов на устном и письменном этапах государственного экзамена по специальностям 'Психология', 'Клиническая психология', направлению подготовки 'Психология'', утвержденными на заседании Учебно-методического совета факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова от 14 апреля 2009 г.

Государственный экзамен проводится с соблюдением объективности и взаимного уважения студента и экзаменатора. Основными принципами процедуры оценивания ответа студента членами Государственной аттестационной комиссии на государственномэкзамене являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.

Основной задачей государственной аттестационной комиссии является определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Итоговая оценка по государственному экзамену выставляется на основании подсчета баллов, полученных студентом на всех этапах государственного экзамена.Баллы выставляются на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочеты (ошибки или неточности). При оценке ответа студента комиссия может добавить к итоговой оценке по соответствующему этапу один балл за правильное изложение плана ответа на английском или другом изучаемом студентом иностранном языке или два балла за правильное развернутое изложение ответа на английском или другом изучаемом студентом иностранном языке с использованием студентом соответствующей научной психологической терминологии.

Итоговая оценка по письменному или устному этапу с учетом дополнительных баллов не может превышать 10 баллов.

При оценивании ответов студентов экзаменаторы руководствуются системой критериев:

  1. Содержательное соответствие - соответствие содержания ответа поставленным на экзамене вопросам.
  2. Соответствие программе - соответствие ответа действующим государственным образовательным стандартам по специальности, которую осваивал студент, и программам государственного экзамена и программам учебных дисциплин, утвержденных в МГУ имени М.В. Ломоносова. При оценивании ответа учитываются ссылки на максимальное количество источников (научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках); специализированные электронные научные базы данных(Cambridge University Press; EBSCOhost; JSTOR; Oxford University Press; Sage (STM&HSS); "Эльзевир" (ScienceDirect); Springer; Wiley InterScience (Blackwell Publishing); eLibrary), периодические научные издания ('Вопросы психологии'; 'Психологический журнал'; 'Вестник МГУ, серия 14. Психология'; 'Psychology in Russia: State of the Art'), рекомендованные в программахучебных дисциплин; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных психологических изданиях.
  3. Методологическая обоснованность - построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных психологических школ, подходов, в том числе разрабатываемых на факультете психологии МГУ.
  4. Научный анализ - критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.
  5. Научный синтез - рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.
  6. Научное творчество - способность предложить несколько обоснованных вариантов решения теоретических и практических задач, опираясь на классические теории, закономерности, психические феномены и психологические явления; корректное сочетание представлений из различных теоретических концепций при ответе на вопрос; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении новых ситуаций; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных психологических задач и проблем.
  7. Научная этика - уважительное отношение к научно-психологическому знанию, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности, использования лженаучной, псевдонаучной и антинаучной аргументации при изложении материала.
  8. Системность - четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, представление материала как цельной системы знаний.
  9. Логичность - последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.
  10. Понятийно-терминологическая обоснованность - использование при изложении материала адекватных научных профессиональных психологических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены научныхпонятий житейскими.
  11. Профессионально-психологическая коммуникативность (для устного этапа) -способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управлениесобственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.

При оценивании ответов студентов экзаменаторы отмечают достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, выделяют следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):

Неточность:

  • При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на некоторых авторов конкретных теорий и исследований, изложение теорий или исследований без указания времени проведения исследований или создания концепций, имеющих отношение к вопросу.
  • При изложении эмпирического и (или) экспериментального материала - указание приблизительных измерительных параметров вместо точных, неполнота в описании процедур проведения эмпирических исследований, возрастных, профессиональных, гендерных, этнических, конфессиональных характеристик групп испытуемых или респондентов, временных или ситуативных параметров предъявления стимулов, отдельных условий и результатов.
  • При использовании терминологии - неполное представление о содержании понятий, периодическое использование понятий житейской психологии вместо научной психологической терминологии при правильном изложении теоретического и эмпирического материала.
  • При изложении собственных теоретических построений - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственных теоретических построений известными фактами и феноменами.

Ошибка:

  • При изложении теоретического материала - грубые искажения в описании научных теорий и концепций, неадекватное раскрытие содержания излагаемого психического феномена или факта; пропуски важных смысловых элементов материала; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории, игнорирование существенных достижений описываемой психологической школы или отдельного автора, указание не всех оснований в известных психологических классификациях или типологиях; перестановки и смещения в хронологии фактического или логического концептуального изложения материала.
  • При изложении эмпирического и (или) экспериментального материала - неадекватное использование или незнание методов, методик, тестов, измерительных параметров и процедур проведения эмпирическихи (или) экспериментальных исследований, существенных характеристик выборки, неадекватная интерпретация полученных основных результатов и выводов.
  • При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных научных психологических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их толкованию в соответствующий исторический период; систематическая замена научных понятий житейскими;
  • При представлении собственных теоретических построений - отсутствие аргументации своей точки зрения, невозможность верификацииавторской позиции, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своихпредставлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.

За письменную работу или устный ответ выставляются следующие баллы:

  • 10 баллов - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе на поставленный вопрос, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания психологических закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • 9 баллов - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более двух неточностей;
  • 8 баллов - при полном соответствии всем критериям и при наличии не более четырех неточностей;
  • 7 баллов - при полном соответствии восьми критериям, включая обязательное соответствие первому, и при наличии не более одной ошибки и (или) не более двух неточностей;
  • 6 баллов - при полном соответствии восьми критериям, включая обязательное соответствие первому, и наличии не более двух ошибок и (или) не более двух неточностей;
  • 5 баллов - при полном соответствии не менее чем пяти критериям, включая обязательное соответствие первому, и наличии не более трех ошибок и (или) не более трех неточностей;
  • 4 балла - при полном соответствии не менее чем пяти критериям, включая обязательное соответствие первому, и наличии не более трех ошибок и (или) не более шести неточностей;
  • 3 балла - при полном соответствии не менее чем пяти критериям, включая обязательное соответствие первому, и наличии не более четырех ошибок и (или) не более восьми неточностей;
  • 2 балла - при полном несоответствии первому критерию, либо при наличии более четырех ошибок и более восьми неточностей; либо при представлении только плана ответа;
  • 1 балл - при полном несоответствии всем критериям;
  • 0 баллов - при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.

На письменном этапе проверка и оценивание зашифрованной работы студента осуществляется не менее чем двумя членами ГАК. Оценка выставляется на первом листе работы за подписью членов ГАК, проверявших работу.

Содержание записей в черновиках не рассматривается и во внимание при оценивании работы не принимается и не учитывается.

После дешифровки работ по итогам проведения соответствующего этапа государственного экзамена ГАК утверждает его результаты и оформляет протокол с указанием окончательного количества баллов у каждого студента, принимавшего участие в сдаче соответствующего этапа государственного экзамена.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский