О специализации |
Дисциплины |
Преподаватели |
Темы курсовых работ |
Дипломные работы |
Мастерская |
Литература |
Контакты
Информация о специализации
Предлагаемая программа подготовки
специалистов по специализации 'Психология
переговоров и разрешения конфликтов' отвечает
растущей потребности общества, государственных
структур и бизнеса в интегративных стратегиях,
позволяющих установить баланс
противоборствующих сторон, рост доверия,
поддержку процессов социальной консолидации и
групповой сплоченности.
Специалист в этой области должен обладать
систематизированными теоретическими знаниями в
области психологии переговоров и разрешения
конфликтов, владеть практическими навыками
несилового и творческого разрешения проблемных,
конфликтных и кризисных ситуаций и
миротворчества в целом.
Поиск стратегий, обеспечивающих на разных
уровнях накопление согласия, рост доверия,
обеспечение баланса интересов
противоборствующих сторон, поддержку процессов
социальной консолидации и групповой
сплоченности, выступает сегодня как
приоритетная политическая, методологическая и
междисциплинарная задача, являющаяся без
преувеличения вызовом ХХI века. Одним из
традиционных институтов достижения согласия
является социальный институт переговоров,
проявляющихся в самых разных формах и делающих
фигуру 'посредника' (толмача, арбитра, судьи,
эксперта, консультанта, фасилитатора,
переговорщика) ключевой фигурой в социальном
спектакле различных исторических, этнических,
религиозных и межличностных столкновений.
|
Преобладающая в методологии науки и идеологии
исходная ориентация на конфликт как на базовую
модель развития цивилизации и группового
взаимодействия явно или неявно порождает
оппозиции, столкновения во взаимоотношениях
между людьми, различными этническими и
религиозными группами. Исходная ориентация
психологии переговоров и разрешения конфликтов
- установка на конструирование социальных норм
толерантности и культуры переговоров, то есть
культуры, изначально поддерживающей
разнообразие в обществе и нацеленной на поиск
продуктивного компромисса между непохожими друг
на друга людьми, социальными группами и народами.
Такая ориентация требует от психологов знания
как социально-психологических механизмов
формирования напряженности и конфликтов, так и
социально-психологических оснований социальной
интеграции.
Методология психологии переговоров и
разрешения конфликтов основана на рассмотрении
переговорного процесса как проектирования
позитивных социальных действий в условиях
неопределенности. Исходной парадигмой понимания
психологии переговоров и разрешения конфликтов
как креативного процесса позитивных социальных
изменений выступают классические теории
действия М. Вебера, Т. Парсонса, К. Левина, Ю.
Хабермаса, а также культурно-историческая теория
деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.
Освоение такой методологии открывает для
переговорщика путь взаимодействия с человеком
как активным деятелем, субъектом действия в
различных сложных системах. Подобная
методология выступает основой введения в школу
переговоров в неопределенных ситуациях,
разрешения многосторонних конфликтов,
прогнозирования рисков, принятия решения в
ситуациях социального, политического,
экономического и личностного выбора.