2. ПСЕВДОАГНОЗИИ ПРИ ДЕМЕНЦИИ
Исследование зрительного восприятия у больных,
у которых клинические и
экспериментально-психологические данные
выявили деменцию по органическому типу,
обнаружило отмеченные выше особенности: больные
не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К
этому добавлялась еще одна особенность: их
восприятие было диффузным,
недифференцированным.
Нарушения восприятия выявляются у этой группы
особенно четко при экспозиции ситуационных
картинок. Помимо того, что дементные больные не
улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд
других, характерных феноменов. Не понимая смысла
сюжета, они часто описывают отдельные предметы,
не видя их сюжетной связи. Отдельные части
рисунка сливаются, смешиваются с фоном,
изображения предметов не узнаются. Предмет
узнавания обусловливается той частью рисунка, на
которой больной фиксирует свое внимание. Так,
гриб больной называет помидором, если выступила
как часть головка гриба, или же видит в грибе
огурец, если фиксирует внимание на его ножке.
Поэтому при предъявлении рисунка больному часто
безразлично: показывают ему его часть или целое.
У некоторых больных агнозия распространялась и
на структуру, на форму изображения. Г. В.
Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого
на фоне органической деменции выступили
расстройства зрительного гнозиса в виде
нарушения восприятия формы. Она (назвала
подобное нарушение "псевдоагнозией". При
показе треугольника он говорит: "Клином как-то,
а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин-
трехклинник". При экспозиции четырехугольника
больной говорит: "Мне трудно сказать (обводит
пальцем) - прямая, прямая, прямая и прямая". При
экспозиции незаконченного круга видит прежде
всего изъян: "здесь провал какой-то", в то же
время воспринимает симметрию формы. Например,
при показе креста, не умея назвать фигуры,
больной заявляет: "Хоть куда хочешь
заглядывай, она лежит правильно". Нередко
больной воспринимает форму предмета, но тут же
быстро наступает распад его структуры.
Подобный феномен можно трактовать как
нарушение "оптического внимания" [62]. Например, при осмотре
картинки, на которой нарисован крестьянин,
стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой
отскочило колесо, больной говорит: "Вот колесо,
а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А
это птица какая-то". Экспериментатор:
"Это ведь лошадь". Больной: "На лошадь
плохо смахивает". Здесь отчетливо выступает
нарушение не только смысловых, но и структурных
компонентов. Узнав телегу и колесо, он не только
не делает соответствующего вывода, что стоит
телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади
создают у больного впечатление, что это птица.
При попытке понять сюжет картинки больные из-за
неправильного узнавания деталей и структурного
распада часто неверно описывают ее содержание.
Это расстройство напоминает феномен, описанный
А. Пиком как "сенильная агнозия", или как
расстройство "симультанного восприятия".
Оно выражается в том, что испытуемый, описывая
отдельные предметы, не умеет уловить общего
смысла картинки.
При раскрашенных сюжетных рисунках дементные
больные легко поддаются диффузному впечатлению
яркой раскраски отдельных частей картинки и
также могут описывать их по вышеуказанному типу.
Восприятие, освобожденное от организующей роли
мышления, становится диффузным, легко возникает
структурный распад, несущественные элементы
рисунка становятся центром внимания и ведут к
неправильному узнаванию.
В силу выпадения и расстройства смысловых
компонентов у дементных больных резко страдали
ортоскопические восприятия. Достаточно было
показать этим больным предмет или рисунок в
перевернутом виде, как они его уже не узнают.
Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской
серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит:
"Памятник какой-то". Экспозиция того же
рисунка в прямом положении: "Вот так памятник!
Кошка- котик". Рисунок - "ботинок", из той
же серии лото, дан в перевернутом виде. Больной:
"Урна какая-то". В прямой экспозиции больной
сразу узнает ботинок. При незначительном
удалении предметов у дементных больных не
сохранялась константность их величины.
Таким образом, нарушение восприятия при
деменции подтверждает ведущую роль фактора
осмысленности и обобщенности в любом акте
перцептивной деятельности.