Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.psy.msu.ru/people/burmenskaya.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:26:35 2016
Кодировка: Windows-1251
Окончила факультет психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова (1974), аспирантуру по кафедре детской и
возрастной психологии (1977), защитила
кандидатскую диссертацию под руководством проф. П.Я. Гальперина и
доц. Л.Ф. Обуховой
по теме: 'Возможности планомерного развития
познавательных процессов дошкольника' (1978).
Деятельность
С 1977 г. работала на кафедре возрастной
психологии в должности научного сотрудника, с 1989
г. по настоящее время - доцент. Заслуженный
преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Член
Ученого Совета факультета психологии МГУ с 2012
г.
Должность, степень, звание
Доцент кафедры возрастной психологии, кандидат
психологических наук, доцент.
Педагогическая деятельность
На факультете психологии МГУ Г.В. Бурменская
читает спецкурсы:
'Психологическое обследование детей
дошкольного и младшего школьного возраста'.
Научно-практическая деятельность
Участвует в консультативной деятельности
учебно-научного центра при факультете
психологии.
Область научных интересов
Психология развития, дифференциальная
психология возрастного развития; онтогенез
индивидуально-психологических различий;
типологический подход к описанию
индивидуально-психологических различий;
возрастно-психологическое консультирование;
диагностика познавательного развития в
дошкольном и младшем школьном возрасте;
онтогенетическая роль привязанности ребенка к
матери; показатели психологического
благополучия/ неблагополучия детей и подростков;
родительское принятие/непринятие; онтогенез
личностной автономии; мировосприятие детей и
подростков; взаимоотношения сиблингов в детстве
и взрослом возрасте.
Основные публикации
Опубликовано более 70 работ. Среди них:
Учебные пособия:
'Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков' (совместно
с Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой, А.Г.
Лидерсом) (2002, 2007), 'Психологическое обследование
детей дошкольного - младшего школьного
возраста' (2003),
'Хрестоматия по детской психологии: от младенца
до подростка' (2005, 2009).
Под ее научной редакцией изданы сборники и
переводы книг:
'Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии' (2001,
совместно с Л.Ф. Обуховой);
Боулби Дж. 'Привязанность' (2003);
Хорни К. 'Наши внутренние конфликты. О
психологии женщины' (В кн.: Психоанализ и
культура. 1995);
Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
Самоанализ (1993);
'Одаренные дети' (1991, совместно с В.М. Слуцким);
Тер Лаак Я., Бругман Г. 'Big 5: как измерить
человеческую индивидуальность. Оценки и
описания' (2003);
Равен Дж. 'Педагогическое тестирование.
Проблемы, заблуждения, перспективы' (1999).
Статьи:
Понятие инвариантности и проблема психического
развития ребенка // Вопросы психологии, 1976, ? 4.
Понятие инвариантности Ж.Пиаже как показатель
умственного развития ребенка // Вопросы
психологии, 1978, ? 6.
Речь для себя в дошкольном возрасте // Вестник
МГУ. Серия 'Психология', 1989, ? 1. С.113-118 (1,0 п.л.)
(совместно с Ж.П.Раку).
Типологический подход в возрастной психологии
развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология,
2000. ? 4.
Типологический анализ онтогенеза
индивидуальных различий // Вопросы психологии,
2002, ? 2.
Исследование индивидуально-психологических
особенностей методом поэтапного формирования
умственных действий и понятий // Вопросы
психологии, 2002, ? 5.
Проблемы онто- и филогенеза привязанности к
матери в теории Джона Боулби // Вступительная
статья к кн.: Дж. Боулби. Привязанность. М.,
Гардарики. 2003.
Методики диагностики привязанности к матери
ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста // Психологическая диагностика, 2005, ? 4.
Формирование комбинаторного мышления у младших
школьников и подростков // Вопросы психологии, 2007,
? 2 (совместно с Л.В. Евдокимовой).
Культурно-историческая
системно-деятельностная парадигма
проектирования стандартов школьного
образования // Вопросы психологии, 2007, ?4
(совместно с А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской,
Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли.
М., Просвещение. 2008 (совместно с А.Г. Асмоловым, И.А.
Володарской, Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
Привязанность ребенка к матери как основание
типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14,
Психология, 2009. ? 4.
Burmenskaya G.V. Child's Attachment to Mother as the Basis of Mental Development
Typology / Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Y.
Zinchenko, V. Petrenko. - Moscow: Russian Psychological Society, 2009.
Мировосприятие детей с разными типами
привязанности к матери // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14,
Психология, 2011. ? 2.
Понятие 'ориентировочная деятельность' как
средство анализа феноменов психического
развития в онтогенезе // Культурно-историческая
психология. 2012, ? 4.
Темы диссертационных и дипломных работ,
защищенных под научным руководством Г.В.
Бурменской
Кандидатские диссертации
Борисова И.А. Особенности самооценки младших
школьников с разными типами эмоциональной
привязанности к матери (2007).
Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к
матери как фактор становления автономии
личности в младшем школьном возрасте. М., МГУ (2007).
Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного
мышления у младших школьников и подростков (2006).
Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших
школьников, воспитывающихся в учреждениях
закрытого типа (2005).
Молчанова Г.В. Динамика возрастных и
индивидуальных особенностей умственного
развития тревожных и импульсивных детей 6-8 лет
(2000).
Чернышева Н.С. Психологическое содержание
трудностей в учении младших школьников с
выраженными характерологическими особенностями
(1998).
Дипломные работы (с 2005 г.)
Плешкова Н.С. Временная перспектива подростков
с разными типами привязанности к матери (2013).
Смирнова М.К. Базисные убеждения и
психологическое благополучие родителей как
факторы взаимоотношений с детьми подросткового
возраста (2013).
Сомова Е..В. Диагностика типов материнского
реагирования на негативные эмоции у детей
раннего и дошкольного возраста (2013).
Степанова И.М. Опыт родительского
принятия/отвержения в детстве и особенности
взаимоотношений с собственными детьми (2013).
Коковкина Е.А. Развитие совместных действий со
сверстниками в начальной школе (2012).
Кузьмина А.С. Особенности мировосприятия
подростков с разным уровнем психологического
благополучия (2012).
Путрик Е.С. Психологическое благополучие
младших подростков из семей с разным
социо-экономическим статусом (2012).
Скулачева Е.В. Особенности сюжетно-ролевой игры
у детей с разным типом привязанности к матери
(2012).
Алмазова О.В. Особенности привязанности
взрослых сиблингов (2011).
Анферова А.М. Психологическая защищенность
подростка в семье как фактор отношения к себе и к
миру (2011).
Кузнецова (Валенсуэла) А.С. Личностная автономия
и инициативность в подростковом возрасте (2011).
Двухименная М.В. Особенности сферы
взаимоотношений у младших школьников из
неполных семей (2011).
Меликсетян К.Ю. Эмоциональные индикаторы
отношения к учению у школьников начальных
классов (2011).
Сапожникова К.О. Мотивация к учению как фактор
психологического благополучия младших
школьников (2011).
Тарасова Е.В. Психологическое благополучие
родителей как фактор отношения к детям (2011).
Царева Н.В. Материнское воспитание как фактор,
влияющий на взаимоотношения сиблингов (2011).
Гусарова А.А. Диагностика привязанности
дошкольников и младших школьников к матери на
основе проективных методик и особенностей
детско-родительского взаимодействия (2010).
Сокольская М.В. Мотивационно-смысловой
аспект готовности к школе первоклассников в
России и Индонезии (2010).
Попкова Ж.О. Связь показателей психологического
благополучия у младших школьников и их матерей
(2010).
Сорокина М.С. Личностная автономия младших
подростков и особенности преодоления трудных
жизненных ситуаций (2009).
Старикова А.В. Успешность овладения чтением и
отношение младших школьников к школе и учению
(2009).
Мосина Е.А. Личностная автономия и
эмоциональное благополучие подростков (2009).
Фролова О.Н. Связь стиля совладающего поведения
младших школьников и подростков с родительской
поддержкой (2009).
Ежкова Д.Н. Взаимоотношения сиблингов и
особенности родительского воспитания (на
материале дошкольного и младшего школьного
возраста) (2009).
Паршина М.Н. Отношение к себе и своему будущему у
подростков с разным типом привязанности к матери
(2008).
Николаева А.Ю. Особенности мировосприятия
младших подростков с различным типом
привязанности к матери (2008).
Алексеева А.И. Личностные особенности младших
школьников из семей с разным социо-
экономическим статусом (2007).
Абаиадзе М.З. Фрустрация самостоятельности
младших подростков и их агрессивность (2007).
Хадзигеоргиу А. Отношение к школе младших
школьников и подростков с разным уровнем
тревожности (2007).