Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/interview/yashnikova/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:57:13 2016
Кодировка: Windows-1251
Интервью с выпускницей факультета психологии МГУ Екатериной Яшниковой о стажировке в Тринити колледже
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Интервью с выпускницей факультета психологии МГУ
Екатериной Яшниковой о стажировке в Тринити колледже

Екатерина Яшникова - выпускница факультета психологии МГУ. Екатерина рассказала про годы учебы в университете, про стажировку в Тринити Колледже, а также о своем профессиональном становлении.

Почему Вы решили поступать на факультет психологии?

В свое время друзья мне говорили: 'Ты очень хороший психолог и с тобой приятно общаться'. Я не придавала этому особенного значения. Затем, в девятом классе я поняла, что пора определяться с выбором профессии и осознала, что мне интересны все дисциплины, но нет ничего такого, что было бы мне по-настоящему близко. В итоге я пришла к тому, что люди - это то, что меня действительно интересует: мне нравилось понимать, что у них в мыслях, как они действуют, разбирать их проблемы и помогать их решать. Меня также интересовали люди с психическими отклонениями, хотелось узнать, как они мыслят и видят этот мир. Тогда я решила: психология - это для меня. Изначально я думала, что знаний и силы воли мне не хватит для поступления в МГУ, поэтому решила поступать в НИУ ВШЭ, ходила туда на подготовительные курсы. Но родители предложили все-таки попробовать поступить в МГУ, ведь я шла на золотую медаль и посещала в одиннадцатом классе много курсов и репетиторов. В итоге все получилось, я поступила. Помню, вначале родители были сильно против психологии. Считали, что это опасно, что это грозит помешательством, может навредить мне самой. Но я поставила ультиматум: либо психология, либо ничего. В итоге, я достаточно счастлива, что сделала такой выбор.

Как формировались Ваши психологические взгляды во время учебы?

Когда я поступила, был момент большого разочарования. Я считала, что психология - это нечто загадочное, но в том числе, что это точная наука. Думала, есть какие-то секреты, которые тебе преподносят в первый год обучения. Но когда я пришла, поняла, что ничего не ясно. Даже у психологии нет точного определения, то есть сам предмет до конца не определяем. Меня это сильно разочаровало. Но потом я начала изучать различные подходы и поняла, что когда их много - это тоже достаточно интересно. Можно их использовать вместе, систематизировать. Таким образом, мои психологические взгляды формировались самостоятельно: до поступления я читала разные книги по психологии, например А.А. Леонтьева. Хотя популярная литература меня тоже не обошла стороной. Потом мои взгляды формировали преподаватели, особенно Андрей Андреевич Пузырей. А уже когда я поступила на кафедру клинической психологии, на меня сильно повлиял Плужников Илья Валерьевич.

Чем Вы сейчас занимаетесь, над чем работаете?

В данный момент я работаю в сфере исследований восприятия, более конкретно восприятие лица при шизофрении. Я хочу выделить, есть ли какие-то особенности в восприятии при психических заболеваниях, и как они связаны с мышлением. Например, мне интересно, есть ли связь между полизависимостью-полинезависимостью и стратегией восприятия лица, как эмоционального, так и лишенного эмоций. Но это не единственная тема в психологии, которой я занимаюсь. Мне также интересна психотерапия, психология сексуальности, в том числе патопсихология сексуальности, проективные методики (ими бы я хотела заниматься вплотную).

Какие Ваши самые яркие воспоминания об учебе?

На первом курсе я занималась больше активной студенческой жизнью: организовывала мероприятия, участвовала в них. Тогда я была еще старостой группы, видимо это и повлияло на меня. Учебой тогда я занималась менее плотно. К третьему курсу, поступив на кафедру клинической психологии, я начала уделять больше времени учебе, тогда же выбрала направление - психология восприятия. Важную роль для меня сыграла стажировка в Тринити колледже в Дублине, в Ирландии.

Расскажите, как Вы попали на эту стажировку?

Когда я поступала на факультет психологии, обязательным предметом был иностранный язык. Я думала долго, что выбрать, потому что английский к тому моменту я уже знала почти в совершенстве. Выбирала между японским языком и немецким. В итоге начала учить немецкий. Учила достаточно серьезно и начала им хорошо владеть. Мне рекомендовали принять участие в конкурсе на стажировку в Германии. И, начиная со второго курса, я каждый год несколько раз в году (осенью и весной) подавала заявку. Но каждый раз мне не везло, потому что знаний все же не хватало, чтобы учиться там. А в Германии, как известно, очень серьезная школа восприятия, именно поэтому я хотела туда поехать. К четвертому курсу я потеряла надежду, но неожиданно от подруги узнала о стажировке в Ирландии и решила рискнуть. Я не была уверена, что стоить пробовать, так как это могло принести большие затруднения на пятом курсе. Но родители сказали, что нельзя упускать такой шанс.

Я подала заявку, прошла отбор и собеседование на английском языке. Конкурс был общеуниверситетский, участвовали все факультеты МГУ. Конкуренция была большая, но я не могу сказать, что было страшно. Тогда я понимала уже, что действительно хочу стажироваться.

Вы прошли по конкурсу, приехали в Ирландию. Что было дальше?

Я столкнулась с проблемой жилья. Стажировка хороша тем, что тебе полностью оплачивают обучение и выдают стипендию, но жилье не предоставляют. А жилье в Ирландии найти проблематично, так как оно дорогое и всегда пользуется спросом. Мне было достаточно сложно найти квартиру. Поэтому лучше, если человек заранее решит этот вопрос.

Тринити колледж не предлагает никакую помощь в этом вопросе?

У них есть служба, которая этим занимается. Если очень туго, там работает такая система: берут несколько студентов и селят вместе. В одном доме 3-5 человек делят, например, одну комнату. Но мне хотелось жить одной - это удобней и приятнее, особенно человеку, нацеленному на учебу. Поэтому, в итоге я сама нашла жилье. Но поддержка со стороны, конечно, есть.

В колледже нас встречал ректор и говорил торжественные слова. Был вечер знакомств и фуршет.

Также в первый день проходила клубная ярмарка. Там было более 100 клубов на разные темы: спорт, искусство, техника, наука, языки. Если ты не состоишь ни в каком клубе, это считается довольно-таки странным.

Я вступила в несколько клубов: психология, танцы, клуб гурманов, клуб любителей кино.

У клубов есть членские карты, и в некоторых заведениях можно получать по ним скидки. Существует и клуб для студентов из других стран. Также в Тринити-колледже есть спортивный центр, который студенты могут посещать в любое время совершенно бесплатно (йога, скалолазание, бассейн, тренажеры и многое другое).

Расскажите об учебном процессе и о самом колледже.

Первое, на что я обратила внимание, как университет оборудован для инвалидов. Там есть специальные лифты, лестницы, въезды. Мне показалось это большим плюсом, хотя я не отношусь к данной группе студентов. Ведь важно, чтобы каждый человек, независимо от его возможностей и способностей, мог обучаться без проблем. Второе, на что я обратила внимание, оборудование залов. У них все устроено совершенно по-другому. Аудитории похожи больше на концертные залы, у каждого студента отдельный стол, это достаточно удобно с точки зрения эргономики. Там все совершенно правильно распределено.

Учеба там очень интересная. Программы сильно отличаются от наших. Ты сам выбираешь модули, предметы. Есть минус - некоторые предметы идут в одно и то же время, и тебе приходится выбирать между 'медицинской психологией', например, и 'дебатами в детской психологии'.

Ты набираешь себе модули, которые длятся всего 45 минут, как школьные уроки. В неделю выходит где-то по 3-4 занятия в день, у кого-то больше или меньше.

Занятия проходят в форме интерактивного урока. В основном показываются презентации, рассказывается небольшая содержательная лекция. А дальше ты должен сам искать информацию в учебниках, книгах, научных статьях. Я так поняла, что европейское образование заточено на самообучение, собственную мотивацию к получению знаний. Тебе лишь раскрывают аспекты проблемы, направляют. Ты можешь задать вопросы профессору, все преподаватели в колледже идут на контакт и с радостью помогают студентам.

На территории колледжа располагается огромная библиотека, славящаяся в Ирландии своей обширностью. Пять этажей с книжными полками, которые находятся в свободном доступе. Ты можешь просто подойти и взять книгу, на которой есть штрих-код. Штрих-код сканируют и информируют, до какого срока книгу можно взять. У каждого студента есть пластиковая карточка. Она является и студенческим билетом, и читательским билетом, и проездным - всем. Очень удобная система. Если ты теряешь карточку, ее сразу блокируют и делают новую. Также в интернете на сайте Тринити-колледжа ты можешь продлить книгу, если, например, заболел и не имеешь возможности прийти в библиотеку. Сама библиотека очень хорошо оборудована. Столы, диваны, wi-fi. Рядом кафе, где очень вкусно кормят.

В самом Тринити-колледже есть бесплатное для студентов интернет-кафе, которое работает кроглостуточно.

Само собой, во время учебы ты выполняешь домашние задания, пишешь контрольные работы. Чаще всего это эссе, в которых тебе нужно изложить свой взгляд на изучаемую проблему. В конце каждого модуля требуется сдать курсовую работу. Я писала шесть курсовых работ.

Образование там совершенно иное, и оно поменяло мое отношение к учебе. Например, различные лаборатории также находятся в свободном доступе. С работниками лабораторий можно без труда взаимодействовать и даже проводить собственные исследования, правда, при условии, что ты учишься больше года.

Стажировка принесла мне огромный опыт в различных сферах. Конечно же, во-первых, это развитие моего владения английским языком. Я познакомилась с культурой Ирландии, с новыми людьми из других стран. Во-вторых, я узнала много нового из тех областей психологии, которые по какой-то причине практически не изучаются у нас на Родине. Например, в русле возрастной психологии на Западе сейчас довольно популярна такая тема, как 'воображаемые друзья'. Проводится множество исследований. У нас же - ничего. По восприятию лица я также нашла достаточно статей, в том числе несколько - по восприятию лица при шизофрении. В России же данная проблема еще пока недостаточно изучена.

Сколько длилась Ваша стажировка?

Три месяца, хотя казалось, что намного дольше. Если бы была возможность поехать на год, я бы поехала с большим удовольствием.

Каким Вы видите свое дальнейшее развитие?

Я выпускница, и настала трудная пора поиска работы. Конечно, мне хочется найти работу по специальности. Для себя я вижу три желанные альтернативы: психолог-консультант (психотерапевт), психолог, проводящий различные тренинги, ну, и наконец, психолог, работающий в клинике. Это три серьезных направления, в которых мне было бы интересно работать. Также сейчас я раздумываю о том, чтобы поступить в аспирантуру.

Тем не менее, психология - не единственное, что меня привлекает в жизни. В будущем мне хотелось бы получить второе высшее образование, в сфере архитектуры или режиссуры.

Что бы Вы пожелали студентам и выпускникам факультета психологии?

Студентам-первокурсникам я бы пожелала брать все, что только можно, от студенческой жизни. Во всем надо участвовать, иначе потом можно пожалеть, что этого не делали. Относиться внимательно к выбору специализации, научному руководителю. Изучать языки. Если ты психолог, знающий много языков, перед тобой будет больше возможностей в будущем. Выпускникам я могу пожелать найти работу по специальности, самореализоваться. Ну и просто - хочется пожелать всем достижения поставленных целей и успеха!

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский