|
А.Н. Леонтьев. Деятельность.
Сознание. Личность.
3. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ПСИХОЛОГИЯ
- То обстоятельство, что генетически
исходной и основной формой человеческой
деятельности является деятельность внешняя,
чувственно - практическая, имеет для психологии
особый смысл. Ведь психология всегда, конечно,
изучала деятельность - например, деятельность
мыслительную, деятельность воображения,
запоминания и т.д. Только такая внутренняя
деятельность, подпадающая под декартовскую
категорию cogito, собственно, и считалась
психологической, единственно входящей в поле
зрения психолога. Психология, таким образом,
отлучалась от изучения практической,
чувственной деятельности.
- Если внешняя деятельность и
фигурировала в старой психологии, то лишь как
выражающая внутреннюю деятельность,
деятельность сознания. Произошедший на рубеже
нашего столетия бунт бихевиористов против этой
менталистской психологии скорее углубил, чем
устранил разрыв между сознанием и внешней
деятельностью, только теперь, наоборот, внешняя
деятельность оказалась отлученной от сознания.
- Подготовленный объективным ходом
развития психологических знаний вопрос, который
встал сейчас во весь рост, состоит в том, входит
ли изучение внешней практической деятельности в
задачу психологии. Ведь "на лбу"
деятельности "не написано", предметом какой
науки она является. Вместе с тем научный опыт
показывает, что выделение деятельности в
качестве предмета некоей особой области знания -
"праксиологии" - не является оправданием.
Как и всякая эмпирически данная реальность,
деятельность изучается разными науками; можно
изучать физиологию деятельности, но столь же
правомерным является ее изучение, например, в
политической экономии или социологии. Внешняя
практическая деятельность не может быть изъята и
из собственно психологического исследования.
Последнее положение может, однако, пониматься
существенно по-разному.
- Еще в тридцатых годах С.Л.Рубинштейн64
указывал на важное теоретическое значение для
психологии мысли Маркса о том, что в обыкновенной
материальной промышленности мы имеем перед
собой раскрытую книгу человеческих сущностных
сил и что психология, для которой эта книга
остается закрытой, не может стать содержательной
и реальной наукой, что психология не должна
игнорировать богатство человеческой
деятельности.
- Вместе с тем в своих последующих
публикациях С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что, хотя
в сферу психологии входит и та практическая
деятельность, посредством которой люди изменяют
природу и общество, предметом психологического
изучения "является только их специфически
психологическое содержание, их мотивация и
регуляция, посредством которой действия
приводятся в соответствие с отраженными в
ощущении, восприятии, сознании объективными
условиями, в которых они совершаются"65.
- Итак, практическая деятельность, по
мысли автора, входит в предмет изучения
психологии, но лишь тем особым своим содержанием,
которое выступает в форме ощущения, восприятия,
мышления и вообще в форме внутренних психических
процессов и состояний субъекта. Но это
утверждение является по меньшей мере
односторонним, так как оно абстрагируется от
того капитального факта, что деятельность - в той
или иной ее форме - входит в самый процесс
психического отражения, в само содержание этого
процесса, его порождение.
- Рассмотрим самый простой случай: процесс
восприятия упругости предмета. Это процесс
внешне-двигательный, с помощью которого субъект
вступает в практический контакт, в практическую
связь с внешним предметом и который может быть
направлен на осуществление даже не
познавательной, а непосредственно практической
задачи, например, на его деформацию. Возникающий
при этом субъективный образ - это, конечно,
психическое и, соответственно, бесспорный
предмет психологического изучения. Однако для
того, чтобы понять природу данного образа, я
должен изучить процесс, его порождающий, а он в
рассматриваемом случае является процессом
внешним, практическим. Хочу я этого или не хочу,
соответствует или не соответствует это моим
теоретическим взглядам, я все же вынужден
включить в предмет моего психологического
исследования внешнее предметное действие
субъекта.
- Значит, неправомерно считать, что
внешняя предметная деятельность хотя и
выступает перед психологическим исследованием,
но лишь как то, во что включены внутренние
психические процессы, и что собственно
психологическое исследование движется, не
переходя в плоскость изучения самой внешней
деятельности, ее строения.
- С этим можно согласиться только в том
случае, если допустить одностороннюю
зависимость внешней деятельности т управляющего
ею психического образа, представления цели или
ее мысленной схемы. Но это не так. Деятельность
необходимо вступает в практические контакты с
сопротивляющимися ч
|