Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.psy.msu.ru/people/samonenko.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:14:06 2016
Кодировка: Windows-1251
Самоненко Юрий Анатольевич, профессор
кафедры психологии труда и инженерной
психологии факультета психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова.
Самоненко Юрий Анатольевич родился 11 мая 1944 г. в
г. Москве в семье служащего. После окончания
средней школы (1961 г.) поступил, а в 1967 г. закончил
факультет теоретической и экспериментальной
физики Московского инженерно-физического
института. С 1968 г по 1983 г. работал в НИИ ядерной
физики МГУ имени М.В. Ломоносова в отделе
космофизических исследований. За этот период
опубликовал 22 научные работы, получил 3 авторских
свидетельства на изобретения. В 1973 г. защитил
диссертацию на соискание степени кандидата
физико-математических наук.
В 1973 г. поступил, а в 1978 г. закончил вечернее
отделение факультета психологии МГУ. Научным
руководителем дипломной работы Ю.А. Самоненко,
выполненной на тему 'Системный тип ориентировки
в предмете и эвристические возможности учащихся',
была профессор З.А. Решетова, с тех пор и поныне
продолжается их творческое сотрудничество.
В1983 г. Ю.А. Самоненко перешел на работу на
факультет психологии на должность старшего
научного сотрудника кафедры педагогики и
педагогической психологии, а с 1991 по 2000 гг.
работал в должности заместителя декана
факультета психологии по административным
вопросам. По инициативе Ю.А. Самоненко была
возобновлена традиция проведения
студенческих школ факультета психологии МГУ.
Несмотря на напряженную хозяйственную
деятельность в тот сложный период, Юрий
Анатольевич продолжал научные исследования по
проблематике системно-деятельностного подхода в
проектировании технологий развивающего
образования на материале дисциплин
естественнонаучного цикла. По результатам
исследований в рамках этой тематики было
опубликовано 14 работ, а в 2002 г. Ю.А. Самоненко
защитил докторскую диссертацию по
педагогическим наукам по теме 'Содержание,
методы и дидактические условия формирования
методологических знаний у школьников'.
С 2000 г. Ю.А. Самоненко работает на кафедре
психологии труда и инженерной психологии,
вначале доцентом, а с 2003 г. профессором кафедры.
Педагогическая деятельность профессора Ю.А. Самоненко
ориентирована на формирование педагогических
компетенций у студентов различных факультетов.
Курс 'Педагогика' Ю.А. Самоненко вел на ф-те 'Наук
о материалах' и физическом ф-те МГУ, на
факультете педагогического образования. На
факультете психологии МГУ Ю.А. Самоненко
читает спецкурсы 'Психологические основы
профессиональной подготовки', 'Экономика труда
и проблемы индустриальной психологии', 'Психология
и педагогика в кадровой службе', 'Трудовое право
в деятельности психологов-практиков', 'Психология
безопасности эргатических систем'.
Самоненко Ю.А. является научным
руководителем ряда программ дополнительного
образования, в их числе программа повышения
квалификации учителей и преподавателей вузов 'Психология
и педагогика преподавательской деятельности'. С
2007 г. Самоненко Ю.А. является научным
руководителем межфакультетского проекта 'Малая
академия МГУ имени М.В.Ломоносова'. В задачи
Малой академии входит профессиональная
ориентация и допрофессиональная подготовка
школьников к деятельности в сфере науки и
высоких технологий. Проектные и
исследовательские работы, выполненные
непосредственно под руководством Ю.А. Самоненко,
получают высокие оценки на школьных
конференциях, конкурсах и фестивалях науки.
В настоящее время научные интересы Ю.А. Самоненко
сосредоточены на разработке моделей обучения,
нацеленного на формирование у школьников и
студентов главной компетентности, необходимой
современному специалисту, - умения учиться
самостоятельно на протяжении всей жизни.
Основные публикации Ю.А. Самоненко за
период с 2011 до 2013 г.
Самоненко Ю.А. и др. Мотивация к техническому
творчеству детей и подростков. - М.: ФИРО, 2012. - 195
с. (Монография).
Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем
образовании. - М.: Изд-во 'БИНОМ', 2011. - 285 с. (Учебное
пособие).
Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А.
Формирование рефлексии в естественно-научном
образовании школьников // Вопросы психологии, 2009.
? 1. - с.109.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю.
Психологические условия формирования
внутреннего диалога у школьников // Национальный
психологический журнал, 2012. ? 2. С.26-31.
Самоненко Ю.А. Соременные технологии обучения в
естественнонаучном образовании школьников //
Новые образовательные программы МГУ и школьное
образование Материалы конференции. - М., 2012. С.
8-16.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю.
Полисубъектная модель учебной деятельности как
основа формирования у школьника умения учиться //
Проблемы современного образования, 2013. ? 4. С. 79-95.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А, Самоненко И.Ю.
Полисубъектная модель учебной деятельности как
основа формирования педагогического мышления
школьников // Вопросы психологии, 2013. ? 5. С. 81-92.
Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Математика в
системе метапредметных знаний учащихся //
Математика в школе, 2010. ? 9. С.41-45.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю.
Самоорганизация учебной деятельности на основе
полисубъектной модели развития школьника //
Сб. статей 'Практические методики в области
основного и дополнительного образования'. - М.:
МГУ, 2012.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю.
Особенности управления учебным процессом в
условиях дополнительного образования
школьников // Сб. статей 'Практические методики в
области основного и дополнительного образования'.
- М.: МГУ, 2012.
Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю.
Психолого-педагогические условия формирования у
школьников умения учиться // Вторая научно-методическая
конференция 'Новые образовательные программы
МГУ и школьное образование'. - М.: МГУ, 2012.
Самоненко Ю.А.Организация развивающего
обучения в системе космического образования
школьников. (Опыт работы 'Малой академии МГУ
имени М.В. Ломоносова') // Сборник трудов
конференции "Космическое образование детей:
проблемы и перспективы". - М.: МГДД(Ю)Т, 2013. - С.
64-68.