Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/samonenko.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:14:06 2016
Кодировка: Windows-1251
Самоненко Юрий Анатольевич
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

samonenko.jpg (85999 bytes)

Самоненко Юрий Анатольевич

Самоненко Юрий Анатольевич, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Самоненко Юрий Анатольевич родился 11 мая 1944 г. в г. Москве в семье служащего. После окончания средней школы (1961 г.) поступил, а в 1967 г. закончил факультет теоретической и экспериментальной физики Московского инженерно-физического института. С 1968 г по 1983 г. работал в НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова в отделе космофизических исследований. За этот период опубликовал 22 научные работы, получил 3 авторских свидетельства на изобретения. В 1973 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук.

В 1973 г. поступил, а в 1978 г. закончил вечернее отделение факультета психологии МГУ. Научным руководителем дипломной работы Ю.А. Самоненко, выполненной на тему 'Системный тип ориентировки в предмете и эвристические возможности учащихся', была профессор З.А. Решетова, с тех пор и поныне продолжается их творческое сотрудничество.

В1983 г. Ю.А. Самоненко перешел на работу на факультет психологии на должность старшего научного сотрудника кафедры педагогики и педагогической психологии, а с 1991 по 2000 гг. работал в должности заместителя декана факультета психологии по административным вопросам.  По инициативе Ю.А. Самоненко была возобновлена  традиция проведения студенческих школ факультета психологии МГУ. Несмотря на напряженную хозяйственную деятельность в тот сложный период, Юрий Анатольевич продолжал научные исследования по проблематике системно-деятельностного подхода в проектировании технологий развивающего образования на материале дисциплин естественнонаучного цикла. По результатам исследований в рамках этой тематики было опубликовано 14 работ, а в 2002 г. Ю.А. Самоненко защитил  докторскую диссертацию по педагогическим наукам по теме 'Содержание, методы и дидактические условия формирования методологических знаний у школьников'.

С 2000 г. Ю.А. Самоненко работает на кафедре психологии труда и инженерной психологии, вначале доцентом, а с 2003 г. профессором кафедры. Педагогическая деятельность профессора Ю.А. Самоненко  ориентирована на формирование педагогических компетенций у студентов различных факультетов. Курс 'Педагогика' Ю.А. Самоненко вел на ф-те 'Наук о материалах' и физическом ф-те МГУ, на факультете педагогического образования. На факультете психологии МГУ Ю.А. Самоненко читает спецкурсы 'Психологические основы профессиональной подготовки', 'Экономика труда и проблемы индустриальной психологии', 'Психология и педагогика в кадровой службе', 'Трудовое право в деятельности психологов-практиков', 'Психология безопасности эргатических систем'.

Самоненко Ю.А. является научным руководителем ряда программ дополнительного образования, в их числе программа повышения квалификации учителей и преподавателей вузов 'Психология и педагогика преподавательской деятельности'. С 2007 г.  Самоненко Ю.А. является научным руководителем межфакультетского проекта 'Малая академия МГУ имени М.В.Ломоносова'. В задачи Малой академии входит профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий.  Проектные и исследовательские работы, выполненные непосредственно под руководством Ю.А. Самоненко, получают высокие оценки на школьных конференциях, конкурсах  и фестивалях науки.

В настоящее время научные интересы Ю.А. Самоненко сосредоточены на разработке моделей обучения, нацеленного на формирование у школьников и студентов главной компетентности, необходимой современному специалисту, - умения учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

Основные публикации Ю.А. Самоненко  за период с 2011 до 2013 г.  

  1. Самоненко Ю.А. и др. Мотивация к техническому творчеству детей и подростков. - М.: ФИРО, 2012. - 195 с. (Монография).
  2. Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании. - М.: Изд-во 'БИНОМ', 2011. - 285 с. (Учебное пособие).
  3. Жильцова О.А., Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Формирование рефлексии в естественно-научном образовании школьников // Вопросы психологии, 2009. ? 1.  - с.109.
  4. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Психологические условия формирования внутреннего диалога у школьников // Национальный психологический журнал, 2012. ? 2.  С.26-31.
  5. Самоненко Ю.А. Соременные технологии обучения в естественнонаучном образовании школьников // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование Материалы конференции. - М., 2012. С. 8-16. 
  6. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования у школьника умения учиться // Проблемы современного образования, 2013. ? 4. С. 79-95.
  7. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А, Самоненко И.Ю.  Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования педагогического мышления школьников // Вопросы психологии, 2013. ? 5. С. 81-92.
  8. Самоненко И.Ю., Самоненко Ю.А. Математика в системе метапредметных знаний учащихся // Математика в школе, 2010. ? 9. С.41-45.
  9. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Самоорганизация учебной деятельности на основе полисубъектной  модели развития школьника // Сб. статей 'Практические методики в области основного и дополнительного образования'. - М.: МГУ, 2012.
  10. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Особенности управления учебным процессом в условиях дополнительного образования школьников // Сб. статей 'Практические методики в области основного и дополнительного образования'. - М.: МГУ, 2012. 
  11. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Психолого-педагогические условия формирования у школьников умения учиться // Вторая научно-методическая конференция 'Новые образовательные программы МГУ и школьное образование'. - М.: МГУ, 2012.
  12. Самоненко Ю.А.Организация развивающего обучения в системе космического образования школьников. (Опыт работы 'Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова') // Сборник трудов конференции "Космическое образование детей: проблемы и перспективы". - М.: МГДД(Ю)Т, 2013. - С. 64-68.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский